В Ноябрьске, с единственным концертом на Ямале, выступила известная рок-певица Светлана Сурганова.
Нельзя сказать, что ее выступление вызвало такой же ажиотаж, как недавние гастроли Валерии. Впрочем, сравнивать двух этих исполнительниц было бы некорректно. Они совершенно разные. И по форме, и по содержанию. Единственное, что объединило их в Ноябрьске, это сцена центра досуга «Нефтяник», где, как говорят многие выступавшие на ней артисты, очень хорошая акустика. А еще – теплый прием зрителей. Вообще, северная публика, хоть и слегка «отмороженная», зато очень искренняя и чуткая на разного рода фальшь. Если, к примеру, в Ноябрьске ты прошел на ура, смело можешь ехать куда угодно.
БРОДСКИЙ, ЦВЕТАЕВА И ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ Большую популярность Сурганова получила еще в конце девяностых годов, будучи солисткой одной из немногих в России «женских» рок-групп «Ночные снайперы». Потом пути двух ее лидеров – Дианы Арбениной и Светланы Сургановой – разошлись, и последняя в 2003 году организовала свою группу – «Сурганова и оркестр». С тех пор музыканты выпустили несколько альбомов, долгое время были лидерами «профильных» музыкальных чартов и развили бурную гастрольную деятельность. В двухчасовой концерт в Ноябрьске Сурганова включила свои лучшие песни, написанные в разное время на стихи разных поэтов, – по большей части на свои собственные. Это уже ставшие классикой отечественного рока «Мураками», «Апрель-ская», «Больно». Это «Дождь» на стихи Гарсиа Лорки, «Неужели не я» Иосифа Бродского и другие. А на бис (зрители долго не отпускали музыкантов со сцены) певица исполнила неувядающий романс Микаэла Таривердиева на стихи Марины Цветаевой «Мне нравится» из фильма «Ирония судьбы…». Лично меня больше всего зацепила песня «Я теряю тебя» на слова современной питерской поэтессы Киры Левиной – землячки Светланы Сургановой (она ведь тоже из Санкт-Петербурга). – Я посвящаю ее моему первому учителю, Виктору Александровичу Смирнову, недавно ушедшему из жизни, – обратилась певица к залу. Позже, на пресс-конференции, она рассказала, что этот человек открыл для нее мир литературы и поэзии, хотя сам был не профессиональным литератором, а тренером по настольному теннису. И свои первые юношеские «песенки» Сурганова писала именно на его стихи. Потом Светлана окончила школу, поступила в медицинскую академию, и их пути со Смирновым надолго разошлись. – Когда Виктор Александрович заболел, я нашла его и чем могла помогала. Он ведь был совсем одиноким. Он умер недавно, не дожив до семидесяти лет несколько недель.
«СВОБОДА – ЭТО ДЕЛИКАТНОСТЬ» Пресс-конференция с певицей больше напоминала философские разговоры «за жизнь», которые так любила вести на кухнях интеллигенция советской эпохи. Собственно, из этой самой питерской интеллигенции и вышла Светлана – девочка со скрипкой, зачитывающаяся Ахматовой и Бродским. Что привело ее, дипломированного врача-педиатра, в рок – музыку бунтарей и «несогласных»? – Жизнь заставила, – с улыбкой говорит Светлана. – Знаете, рок, это как нерв, который постоянно болит в тебе. Он есть у каждого, но не каждый осмеливается громко заявить о своей боли. Я вот осмелилась. – Тогда, в конце восьмидесятых, рок был музыкой протеста против тоталитарной системы, против несвободы. Как вы считаете, Светлана, какой идейный и социальный контекст несет нынешняя рок-музыка? – Если вообще несет его! (Улыбается.) На самом деле есть и сегодня смельчаки – совсем молодые ребята, которые в своей музыке пытаются затронуть острые социальные проблемы, которые не боятся выразить протест против действительности. А протестовать, поверьте, есть против чего и сегодня. Я снимаю шляпу перед такими музыкантами. Но проблема в том, что сегодня наше общество, и музыкальная аудитория в частности, сильно размыты, разобщены по интересам. Из-за этой «ячеистости» невозможно сплотить людей, настроить на общую волну, поднять на «подвиг», как это было во времена перестройки. – А нужно ли это делать? – Думаю, да. В нашей стране далеко не всё в порядке. И если сейчас что-то не изменить, будет еще хуже. – С чего нужно начинать? – С культуры речи. Самоощущение и развитие нации зависят от того, как и что она говорит. Ведь как разговариваешь, так и мыслишь, так и действуешь. Не зря в Библии сказано: «В начале было Слово». – Что, по-вашему, есть свобода? – Деликатность. Понимаю, что это как-то не вяжется со словом «свобода», но для меня именно так.
ИЗ КАКОЙ ФИЛАРМОНИИ БУДЕТЕ? – Давайте вернемся к поэзии. В начале 19-го века в России был ее Золотой век. В начале 20-го – Серебряный. Сейчас начало 21-го века. Что мы имеем на сегодняшний день? – В лучшем случае – бронзовый век (смеется). К сожалению, пока на виду и на слуху одни подделки. И «алмазы» у нас фальшивые, и «золото» низкой пробы. Произошла девальвация культурных ценностей. Чтобы нам выйти на уровень хотя бы Серебряного века, нужно избавиться от всего наносного, от ярких фантиков, глянцевых обложек, за которыми уже невозможно разглядеть глубину, проникнуть в суть. – Легко ли вам было пробиться наверх в музыкальном мире? – А я и не пробивалась. Оно само всё как-то выходило. Был у меня большой прорыв, когда я работала в «Ночных снайперах». Вот у Динки (Диана Арбенина – лидер группы «Ночные снайперы». – Прим. авт.) был напор, были «пробивные» способности. Я очень ей благодарна. Думаю, без «Ночных снайперов» «Сурганова и оркестр» просто бы не состоялись. – Кстати, что за музыканты в вашем «оркестре»? Из какой «филармонии»? (Общий смех.) – Хороший вопрос. Можно я буду его цитировать при случае? Все наши музыканты – профессионалы высокого класса, хотя, конечно, ни в каких «филармониях» не выступали. Единственный непрофессионал из них – это я со своим начальным музыкальным образованием. – Как вы их собрали, какие у вас взаимоотношения?
– «Собирание» – это процесс непрерывный. Кто-то приходит, кто-то уходит. Интересная история произошла с нашими гитаристами. Долгое время у нас на соло-гитаре играл Валерий Тхай, но недавно он ушел в строительный бизнес. А на его место пришел Всеволод Анисимов. И пришел, откуда бы вы думали? Из строительного бизнеса! Вот такой круговорот строителей-музыкантов в природе. А отношения с «оркестром» у нас разные. Бывает, и спорим, и матом ругаемся. Но у нас есть общая цель: качественный звук и драйв. Когда на сцене входишь в резонанс, испытываешь настоящий кайф. Если ты однажды поймал это ощущение, без него уже невозможно жить.
Евгений ДЕМЬЯНЮК Фото автора
http://www.ks.yanao.ru/2/1/9235/
Комментариев нет:
Отправить комментарий