Мужские коллективы провалили 20-летие со дня смерти Виктора Цоя
Двадцатилетнюю годовщину гибели Виктора Цоя российские музыканты отметили в минувший четверг в спорткомплексе «Олимпийский». Коллеги Цоя по сцене приготовили свои кавер-версии песен «Кино». По сравнению с аналогичным проектом «Кинопробы» 10-летней давности нынешний под названием «20 лет без «Кино» получился менее удачным. Впрочем, кажется, поклонники культовой российской рок-группы уходили из «Олимпийского» в хорошем настроении благодаря старым хитам в исполнении проверенных соратников Цоя – Кинчева, Бутусова и других. За последние 20 лет из творческого наследия Виктора Цоя выжали все, что могли: неизданные песни, затертые записи, трибьюты, рабочие материалы к фильмам с его участием…К нынешней дате организаторам концерта «20 лет без «Кино» осталось только решиться на эксперименты и проявить креатив.
[видео под катом]
Уникальной можно назвать работу симфонического оркестра «Глобалис», переложившего главные хиты Виктора Цоя в классический вариант. «Глобалис» выступал в перерывах между рок-группами, и поначалу не все этюды узнавала публика. Однако «Войну», «Восьмиклассницу» и «Муравейник» оркестру подпевал весь многотысячный «Олимпийский».
Главными героями концерта должны были стать рок-музыканты. У них с креативом вышло беднее: многие исполняли те песни, которые уже много лет имеются в их репертуаре. Так, «Алиса» приехала с «Песней без слов» и «Спокойной ночью». Завершавший концерт Вячеслав Бутусов с группой «Ю-Питер» выдал сет из семи композиций, которые мало того что исполняются ими на обычных концертах, но уже звучали в этот день из уст других музыкантов.
«Король и шут» открыли выступление песней «Следи за собой». Правда, специально к концерту взяли в оборот и «Анархию» («Мама – анархия, папа – стакан портвейна»). Поработали панки над этой вещицей знатно, снабдив ее «рваным» ритмом и ультрарадикальными проигрышами. «Анархия» – вообще-то один из главных хитов Цоя, но на концерте мало кто мог подпевать.
Смысл сета «Смысловых галлюцинаций» вообще остался непостижим: они сыграли ровно ту же песню («Мама, мы все тяжело больны»), что и 10 лет назад. То же самое проделала группа «Пикник» с «Алюминиевыми огурцами» (эдакий андроидный рок). С единственной песней 10-летней давности усилили эффект дежавю и «Кукрыниксы» («Кончится лето»). Но и с ней Михаил Горшенев полностью провалил свой сет. Брат Горшка из «Короля и шута» возмужал, еще больше отпустил волосы, надел солидный плащ, но глотал слова. То ли он попросту не слышал себя (такое бывает довольно часто при спешной и неправильной настройке аппаратуры), то ли банально не хватало «дыхалки» в этой песне-скороговорке. Тональность не мог выбрать, в ноты не попадал – иными словами, криво вышло.
Не лучше получилось с Гошей Куценко и Noize MC. Куценко – как известно, актер, который пытается петь (сейчас в актерских кругах становится модным иметь свою полулюбительскую группу). На правах хобби это еще куда ни шло, но когда кинозвезды выходят на большую сцену, пытаясь спеть Цоя для 17 тысяч его поклонников, это выглядит очень нелепо. Гоша взял на себя песни «Последний герой» и «Когда твоя девушка больна». Первая – вообще «музыкальный боевик», и поэтому комедийному актеру пришлось немало напрягаться, чтобы по капле выдавливать из себя рок-звезду. Да и по второй было заметно: ввязываться в такой проект Куценко не следовало бы.
Про Noize MC (он же Иван Алексеев) вроде бы нельзя сказать, что он не профессиональный музыкант. Хотя это дискуссионный вопрос: он скандальный рэпер с «политической начинкой». Молодой протестный деятель шоу-бизнеса, которого так долго ждали в России и вот вроде бы дождались. Но на концерте памяти Цоя Иван «накосячил» больше всех. Взяв песню «Мы хотим танцевать», он сделал из нее версию в стиле рэгги с затяжными вкраплениями рэп-строчек, которые написал сам. «Вещи недостижимы. Как 30-летие Цоя», – декламировал г-н Алексеев свои мысли, и в ответ ему из зала поднимались известные комбинации из вытянутого среднего пальца руки. Вторая композиция Noize MC – «Устрой дестрой» – вообще никак не касалась лидера «Кино». Это новая вещица Ивана, которую он сделал вместе с панк-рокером «Чачей» Ивановым. Выйти со своим материалом – такого не позволил себе в этот вечер вообще никто, включая заслуженных хэдлайнеров, в том числе тех, кто лично знал Виктора Цоя. В итоге Иван Алексеев уходил со сцены под откровенный свист трибун, чего уже давно не приходилось наблюдать на концертах.
В числе тех, кто сумел удивить приятно, оказались прежде всего группы, возглавляемые женщинами. «Мельница» уже давно привлекла к себе внимание меломанов и легко собирает в Москве сольные концерты в больших залах. Вокалистка Хелависа (она же Наталья О’Шей), играющая на ирландской арфе, очаровала зрителей своими версиями песен «Красно-желтые дни» и «Дождь для нас». Приятно, гармонично и очень уважительно. «Огромное спасибо Цою и его поколению за честность и красоту», – сказала она после своего блока.
Диана Арбенина, как всегда, смогла показать себя и актрисой, и певицей. В обеих ипостасях она легко обскакала Гошу Куценко, хотя исполнила всего одну песню. Арбенина начала со стихов песни «Легенда» (ключевая строчка этой вещицы была очень характерна для этого концерта: «Эй, а кто будет петь, если все будут спать?»). Затем стихи плавно перешли под аккомпанемент акустической гитары, ну а в конце акустику «накрыл» полноценный электрический звук уже всей группы «Ночные снайперы».
Сет Земфиры состоял из четырех песен, самая известная из которых – «Печаль» – и стала самой красивой. Земфира, конечно, отличная аранжировщица, умеет лепить из звуков такие фигуры, которые не сможет вылепить никто больше. Правда, девушка стала совсем какой-то нелюдимой: велела погасить во время своего выступления большие экраны, запретила снимать себя на фото. Да и вообще в последнее время выходит на сцену как будто в ожидании какой-то большой «подставы». Десять лет назад Земфира, тогда еще менее зашуганная, записала блестящие версии песен «Кукушка» и «Каждую ночь». То есть в ее репертуаре уже 6 песен Цоя: очень она его уважает. Настолько, что готова не только в студии поработать, но и даже показаться лишний раз на людях.
Наверное, было бы неправильно говорить, что поголовно все мужские коллективы провалили этот юбилей. Было одно исключение – группа «Пилот», которая 10 лет назад еще «не доросла» до трибьюта. Именно «Пилот» выиграл суровую битву за главный цоевский хит «Группа крови». Заслуга Ильи «Черта» (лидера команды) заключалась в том, что он ничего не стал в ней менять. Зрители наконец получили возможность просто спеть любимую песню, за что были более чем признательны музыкантам.
КОНСТАНТИН БАКАНОВ
http://www.newizv.ru/news/2010-10-11/134698/