31 октября 2010 г.

Диана Арбенина: «Музыка вообще должна быть бесплатной»


На минувшей неделе в Чите давали концерт «Ночные снайперы». Вокалист группы Диана Арбенина нашла время на общение с читинцами в эфире «Радио Сибирь». ИА «Чита.Ру» публикует выдержки из общения Дианы с программным директором читинского «Радио Сибирь» Романом Шадриным.

«Вчера у нас была Диана Арбенина. Чудесная, без капли мрачняка и безо всякой заносчивости, открытая, с радостью готовая говорить и слушать. Она болтала, слушала, пила зелёный чай, смеялась, интересовалась, как воспитывать детей, скучала по своим малышам, любовалась рыбками в аквариуме, играла с сыном нашего звукаря Кирюшей, дарила комплименты, сама их с радостью принимала, вспоминала детство, Север, спрашивала: «почему Чита?», давала трогать её огрубевшие от струн пальцы», - писал Роман в своём блоге в «Живом журнале».
– Отдохнуть успели перед концертом после поезда?
 [фото под катом]


- Ой, ну что такое вообще отдых для меня? Для меня главное – хорошо высыпаться. Особенно после рождения детишек это очень сложно сделать. Но, тем не менее, чем лучше спишь, тем больше энергии днём. Поэтому мне сегодня было совершенно не до того, чтобы как-то отдыхать. Потому что сначала я гуляла по Чите, потом поехала в Дацан, и вот сейчас у вас.
- Как вам Чита?- На первый взгляд очень напоминает те места, где я выросла. Я имею в виду Север. Мои детские годы были на Колыме, на Чукотке и так далее. И я, конечно, по этим местам тоскую и чем старше становлюсь, тем лучше мне здесь находиться.
- Чита - это конечная точка вашего сибирского тура?- К сожалению - да. К сожалению, потому что как-то вот не насладиться мне всё вот этими местами, очень мало времени всегда. Сегодня ещё этот паровоз опоздал на два с половиной часа и мы как-то так всё второпях, второпях. Ещё к тому же вот чем старше становишься, тем как то всё быстрей летит. Когда маленький, вот вспомните, длинные такие дни, да? А теперь вот неделя, неделя, неделя, неделя. Или я вот смотрю, не могу оглянуться, уже скоро девять месяцев…

- Какие впечатления от сибирского тура, может быть, от публики, от концертов, от мест увиденных?- Опять же я очень пристрастна в этом. Мне не близка, по тому, как я выросла, не близка наша центральная полоса России, ну средняя вот эта часть. Мне, что касается Сибири, я вот уже понимаю, Забайкалья. Почему только сейчас понимаю, потому что первый раз в Чите мы. Мне это ближе. Мне ближе этот климат. Мне понятнее, вот я сейчас пришла к вам на радиостанцию, я очень не люблю панибратства, но я пришла, в общем, как к себе домой. Я чувствую, когда есть что-то моё, всё что вот есть моё, это всё у каждого у нас из детства. Поэтом если ты провёл свои годы вот в такой атмосфере, в такой полосе, в таком климате, так и будешь себя чувствовать.
- Что слушали или что играли под гитару в юношеские годы?- Вот это всё происходило как раз таки в посёлке Ягодный Магаданской области. Там был, конечно же, питерский рок-клуб. Понятно меня очень сильно он впечатлял всегда. Ну, я могу сказать, что корни «Ночных снайперов» это, конечно, Питер и питерский рок-клуб. Это потом я туда переехала. Но что касается того, почему я стала играть, я вообще не понимаю, потому, что мне вдруг захотелось в какой-то день начать, попробовать играть на гитаре, даже не попробовать, а играть на гитаре. Я подошла к отцу, и говорю – «Тятя...» Я по-сибирски его всегда звала тятя. «Тятя, покажи пару аккордов». Он мне показал три. Я пошла подбирать песню Окуджавы «…на фоне Пушкина снимается семейство». Там ещё до мажор. А до мажор он мне не показал. Я говорю: «Слушай, а что тут, с чего начинается?» Он говорит: «Я тебе три показал? До свиданья. Дальше сама». И я как-то подобрала. Ну и вот так вот одно за другое.




- Я вот помню тоже, начал с «Пачки сигарет» «Кино». И тоже помню до сих пор, как я учился, при каких обстоятельствах. Большое впечатление на меня произвело то, что смог вот так взять и чего-то там воспроизводить на гитаре. И до сих пор завораживает.- Да-да-да. Вообще, невозможно, да? Завораживает. И ты не можешь от этого сам, ну если получилось, сам отлепиться. А у отца была гитара такая, ну понятно, что очень был дешёвый инструмент. Представляете, да? Что расстояние от деки до струн большое очень. И когда зажимаешь, я помню что у меня, прямо капли крови были.
- Сейчас сколько вы проводите времени за гитарой, часто за инструментом сидите?- Нет. Очень редко. Опять же ссылаюсь на то событие, которое произошло в этом году. Я родила двойню. Хорошо, благодаря небесам, я постоянно пишу песни, как писала, так и пишу. Поэтому инструмент я беру только тогда, когда мне нужно что-то воспроизвести. Я поняла, например, что мне нужно пойти сейчас, взять гитару, и я напишу песню. Только тогда. А так, чтоб сидеть и как-то что-то делать – нет.
- Сейчас будет в нашем эфире песня «Армия». Может, вы как-то представите её специально, по-своему?- «Армия»? «Армия» это песня, которая мне пришла в Сантьяго-де-Чили. Видите, Чита, Чили (смеётся). И почему пришла, совершенно непонятно. Я просто её услышала и записала. Тут же главное, чтобы не лениться записывать. И она для меня какая-то важная очень.
- Я, может быть, неправильно понимаю, а может и правильно, название этой песни даёт название вашей программе сегодняшней?- Да, совершенно верно. У нас вообще альбом называется «Армия 2009». Причем, все были против того, чтобы я поставила какую-то цифру. Но я именно так чувствовала это время, и чувствую до сих пор. Поэтому так и называется - «Армия 2009». Но дело в том, что кроме этого названия там есть ещё такая, я не побоюсь этого слова, философия. Я в какой-то момент узнала… Сложно говорить «узнала мысль», но тем не менее - «еst deus in nobis» - «и в нас есть Бог». И вот это меня как-то заставило в очередной раз переосмыслить своё существование на том моменте, то есть в 2009 году. И его как то зафиксировать. То есть, в этом нет ничего святотатственного, но, действительно, если жить по совести и не бояться Бога, то всё будет хорошо. И он в каждом из нас его видит.


- Я сегодня большое количество времени провёл на вашем официальном сайте. За исключением «Армии 2009» там есть практически всё в свободном доступе. Можно не только слушать, но и скачивать. Нажимаешь «сохранить» и любая песня доступна, не в самом высоком битрейте, но тем не менее. Как вы относитесь к распространению вашей музыки в сети Интернет, когда песня обходит прилавки музыкальных магазинов, как это и раньше было, когда с кассеты на кассету? Но сейчас это всё более масштабно происходит, при помощи торрентов и так далее.- Как я отношусь к этому? Спокойно абсолютно. Спокойно, потому что я не считаю, что это воровство. Я просто думаю о том, что есть разные люди, и есть у каждого человека свой уровень достатка. И есть те люди, которые не в состоянии купить тот же фирменный диск, не надо их наказывать тем, что они не смогут слышать музыку. Вообще, мне кажется, что если бы она… Я, конечно, понимаю, что я сейчас говорю такие ужасные вещи, но музыка вообще должна быть бесплатной. Потому что, ну это как вода. Вода тоже должна быть бесплатной. Это тоже беда нашего времени, что мы вынуждены платить за воду, которую хотим купить, да, допустим? Но вода должна быть бесплатной, и музыка тоже. Питается же душа этим.
- Многие музыканты, которые мне нравятся, говорят такие вещи, что это не моя музыка, просто она проходит через меня, и находит выход именно через меня. То есть это не моя собственность.- Совершенно чётко могу сказать, что так и со мной, потому что я действительно просто записываю. Но в этом есть большой труд. Большой труд постоянно быть открытым этому. То есть не лениться. Когда всё начинается, вроде бы так всё живо, весело и так далее, а потом с течением времени главное в себе эту способность сохранить, иначе всё закончится.
- Но, тем не менее, на вашем сайте «Армию 2009» пока послушать и скачать нельзя. Это ваша позиция, политика, или вы просто не успели выложить?- Нет, это я просто не поспеваю, во-первых. Во-вторых, я не могу за всем следить. У нас есть модератор сайта, он хороший парень и всё такое, но его нужно постоянно направлять.
- Вы сейчас по-прежнему переживаете период «Армии 2009», или уже есть что-то по поводу новых проектов?- Мне очень нравится этот альбом, не могу сказать, что я к нему остыла. Я до сих пор им живу, и мне он нравится ещё с точки зрения того, что была предоставлена полная свобода действий музыкантам. Потому что до этого альбом «Бони и Клайд» я писала без них, но это не очень идёт на пользу вообще коллективу. Ну, представляете, да, если у вас на радиостанции вы все смотрите, а набран вообще другой штат ди-джеев и вас не пускают просто за пульт в силу каких-то причин. Мы этот процесс пережили, и пошли дальше. Но. Когда я говорила о детях, я говорила о том, что, слава богу, они мне много позволяют, несмотря на то, что их двое, и очень много времени уходит именно туда. Я всё равно пишу песни, и альбомы не поспевают за мной.
- Вам приходилось давать неоднократно концерты за рубежом. Как вашу музыку воспринимают за границей? Она же на русском языке.- Ну, вы же прекрасно понимаете, что там примерно восемьдесят на двадцать. Восемьдесят процентов наших эмигрантов. Причем я вас уверяю, что любому музыканту это не есть откровение. Просто говорить о том, что вот мы ездим за границу, мы там играем. Для кого мы там играем концерты? Для эмигрантов мы играем там концерты, для тех людей, которые в силу каких-то причин уехали отсюда.
- Но, может быть, вы слышали случайно какие-то рецензии людей не русскоговорящих?- Да, вот это интересно, поскольку мне нравится, когда музыка цепляет вне зависимости от слова, хотя я слову большое внимание уделяю. Но, тем не менее, нравится, когда она берёт энергией своей, понимаете? Есть люди, которые говорят: «Для меня главное - слово». Парадоксально конечно, но для меня всё-таки не главное слово. Есть какие-то магические штуки, ну, например, тот же Цой. У него же очень простые, казалось бы, слова, да? И в этом есть какая-то тайна, и в этом больше магии, чем в каких-то заумностях.
- Я желаю вам большой удачи в жизни, больших успехов и понимания в воспитании ваших детей, взаимной любви, и просто большого вам человеческого счастья.- Спасибо, Роман. Именно того же хочу вам пожелать. Ещё к тому же, пожалуйста, оставайтесь таким же красивым, у вас очень хорошие глаза, и мне кажется вот то, что так хорошо дышится в вашей студии, это, конечно благодаря тому, что вы молоды и в вас очень много жизни. Этого нельзя терять.
Роман Шадрин
В материале использованы фотографии Алексея Немерова

http://www.chita.ru/articles/25622/