Откуда Русь есть пошла
Повесть временных лет. – Пересказ Марины Замотиной. – М., ОЛМА Медиа Групп. – 2007 г.
Всякий мало-мальски образованный человек знает, что в основе всех учебников по истории Древней Руси лежит «Повесть временных лет».
Большинству из этих образованных граждан также известно, что составлен сей летописный свод монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
При этом, что характерно, саму «Повесть» мало кто читал. Что, в общем-то, объяснимо: язык не тот, манера изложения, отсюда сложность восприятия и понимания.
Знакомство с «Повестью», как правило, ограничивается бесчисленными «цитатами». К примеру, поэма Пушкина «Песнь о вещем Олеге» – блестящая стихотворная «адаптация» древнего текста. Жаль, не ставил себе Александр Сергеевич цель «обработать» всю «Повесть временных лет», а те авторы, который пытались адаптировать летопись, до Солнца нашей поэзии явно не дотягивали.
И вот еще одна попытка – Марины Замотиной. И попытка удачная, поскольку отношение к исходному тексту у «пересказчицы» бережное. Без собственного, а значит, излишнего стихотворства, без акцентов, без купюр. Вместе с тем нельзя сказать, что без комментариев.
Просто они в данном издании весьма своеобразные. Это богатый изобразительный ряд. Едва ли не каждое историческое событие, о котором повествует Нестор, сопровождается не фреской, так иконой, не картиной, так рисунком или гравюрой.
Плюс изображения археологических находок. Плюс фотографии экспонатов из крупнейших музеев России. А еще виньетки, заставки, игра шрифтами, цветом, прочие полиграфические изыски. Очень красиво.
Известно, что лучше один раз увидеть, чем… далее известно.
Применительно к данному изданию «Повести временных лет», увидевшему свет в рамках издательской программы правительства Москвы, это и верно, и не совсем. Читать тоже надо.
Пусть дольше строк продлится жизнь…
Книга, ради которой объединились поэты, объединить которых невозможно. – Фонд помощи хосписам «Вера». – М., РИПОЛ классик. – 2010 г.
Поклонники стихосложения будут, возможно, несколько шокированы, взяв в руки этот сборник. Что за странное, необъяснимое смешение не просто знакомых, а знаменитых имен и имен совершенно новых? Возможно ли такое, что отрывистые, бьющие по нервам стихи Дианы Арбениной мирно соседствуют с проникновенными строками Юрия Визбора, что за динамичным и всегда провокационным Вадимом Степанцовым следуют (кстати, прежде никогда раньше не публиковавшиеся) произведения тонкого философа Арсения Тарковского, что экспрессивные строки Дмитрия Воденникова переливаются в строфы незабвенного Андрея Вознесенского, спокойно и удивительно гармонично сосуществуют рядом столь разные Борис Гребенщиков и Игорь Губерман, Тимур Кибиров и Илья Кормильцев, Давид Самойлов и Сергей Шнуров?
Творящие сегодня и покинувшие нас, лиричные и эпатажные, непохожие друг на друга настолько, насколько только можно быть непохожими, но любимые нами поэты все же объединены в этом сборнике ради святого дела: все средства от реализации книги будут направлены на решение самых насущных задач, стоящих перед российскими хосписами. Пациенты хосписов, изведавшие всю полноту страданий, нуждаются вовсе не в скорейшей смерти, а в достойной жизни. Этой благой цели и служит необычный поэтический сборник.
Надеюсь видеть вас спокойными
Перед болезнями и войнами…
В тихой Англии черти водятся
Сара Даймонд. Паутина. – Роман. – Пер. с англ. – М., Фантом Пресс, 2010 г.
В книге привлекло не название – донельзя тривиальное. Привлекло имя автора – все-таки бриллиант по-нашенски. Звучит многообещающе. Потому и начала читать, и прочитала, и готова поделиться.
Что понравилось.
1. Сюжет. Некая неврастеничка, жена и писательница, работы мужа ради оказывается в сельской глубинке. Там она неосторожно начинает расследовать дело многолетней давности. И какое! Шок и трепет: 9-летняя девочка убила свою 8-летнюю подружку. По мере выяснения обстоятельств, прежде скрытых пеленой времен, писательница обнаруживает почти мистические параллели между собственной жизнью и судьбой малолетней преступницы. Тучи сгущаются, писательница на грани нервного срыва и даже жизни, и тут… Все, пора остановиться в страхе быть побитой потенциальными читателями.
2. Как написано. Неторопливость повествования заставляет вспомнить лучшие викторианские традиции.
3. Характеры. Развиваются. Что отрадно.
4. Психология. Тонко.
5. Детали. Так вот она какая, сельская Англия!
Что не понравилось.
1. Сюжет. Автору пришлось извести не одну катушку белых ниток, чтобы наметить канву, а потом пристрочить к ней ряд эпизодов, придавая оригинальный вид ходульной схеме.
2. Как написано. Нарочитая неторопливость повествования заставляет заподозрить Сару Даймонд в погоне за объемом и строчками с помощью замшелых литературных традиций эпохи королевы Виктории.
3. Характеры. Развиваются, но не все. И не туда.
4. Психология. Слишком тонко – до неверия.
5. Детали. А чего они ездят на «фиатах» и «ауди», будто не англичане вовсе?
Такая книжка. А я… я такая непостоянная. Противоречивая такая вся.
Автор: Борис ДЕНИСОВ Елена КАМЗОЛКИНА Ольга КУЗЬМИНА
http://www.vmdaily.ru/article/106021.html