10 февраля в Петербурге в театре имени Комиссаржевской будут
вспоминать Веру Комиссаржевскую. Исполняется 100 лет со дня смерти
великой актрисы. Народная артистка России и прима театра Тамара
Абросимова выступила в качестве сценариста, режиссера и актрисы в
постановке о «Чайке русской сцены» — так современники
называли Комиссаржевскую.
- Это будет литературно-музыкальная зарисовка, ожившие голоса эпохи, - рассказала нам Тамара Михайловна. - Мы озвучим письма Комиссаржевской, рецензии, стихи. Дань памяти. У нее очень короткая жизнь, но такая высокая задана планка. В феврале 100 лет со дня ее смерти и 50 лет, как наш театр носит имя Веры Федоровны. Нужно обязательно помнить о корнях. Я вот слышала как-то, как режиссер, который приехал из Москвы и собирался снимать кино в Питере, сказал про наш театр - театр Комиссаржевского. Представляете?!
- Тамара Михайловна, вы родились в Ленинграде, 47 лет прослужили в петербургском театре, и при этом у вас мхатовская школа. Как это получилось?
- После школы я поступила в Ленинграде в Технологический институт, собиралась стать химиком-органиком. Вроде бы далекая от искусства специальность. Но Технологический институт в то время был интересным явлением: там учились Толя Найман, Юра Михельсон, Веня Иоффе. Туда часто заходил Евгений Рейн. Правда, с тем же институтом связан и некто Лернер – гонитель Бродского… И там была прекрасная театральная студия. Я училась в одной группе с Андреем Мягковым и вместе с ним играла в спектакле. Преподаватели школы-студии МХАТ сами приезжали в Ленинград набирать студентов. И меня пригласили учиться в Москву. Для меня это было что-то нереальное. Замечательные четыре года! Хотя мы очень трудно жили. Нам сначала не дали общежитие, и мы угол в бараке на Трифоновской снимали: ноги упирались в стенку, а голова в перегородку. Но это было абсолютно не важно. Кругом жили музыканты, актеры. Некоторые потом уехали за рубеж, стали знаменитыми. Мы много ходили по театрам. Тогда возникал «Современник». Мы все это впитывали. У нас советскую литературу преподавал Андрей Синявский. К нам в гости приходила Уланова с Рындиным…
- Живые легенды…
- Да, мы еще застали «сумерки богов». В Москве произошла еще одна встреча, которую я запомнила на всю жизнь… Со мной вместе училась Мира Ардова, в девичестве Киселева. Она тоже была из Питера, мы дружили. И она на втором курсе вышла замуж за Борю Ардова. У них родилась дочка. Они жили в легендарной квартире Ардовых на Ордынке (у Виктора Ефимовича Ардова и Нины Антоновны Ольшевской бывали Пастернак, Бродский, Шостакович, Ахматова подолгу жила, кода приезжала в Москву). И однажды Мира попросила меня посидеть с ее малышкой. И в проходной комнате находилась Анна Ахматова, которая тогда у них гостила. Называли ее у них без особого пиетета – «старуха». Мы тихонько прошли, поклонились. Мгновение… Но я эту картинку запомнила на всю жизнь. Потом я помню уже прощание с Ахматовой в Ленинграде. Мы ходили на отпевание в Никольской церкви.
- Недавно в Петербурге рок-музыкант Светлана Сурганова записала аудиокнигу стихов Анны Ахматовой. И теперь на концертах группы «Сурганова и Оркестр» звучат стихи Анны Андреевны в исполнении актрис театра Комиссаржевской. Вы ведь тоже участвуете в этом необычном действе?
- Да, в ноябре прошлого года у нас была премьера в БКЗ Октябрьский, а 1 марта мы будем выступать с этой программой в Москве в театре Эстрады. Я согласилась на такой эксперимент, потому что для меня Ахматова больше, чем поэт. Она личность. Она и Цветаева. Они очень разные. По молодости меня больше Марина Ивановна привлекала, романтизм, трагизм ее истории. Но с годами я поняла, что Ахматова неисчерпаема. Такая высота духовная. Она совершенно не переживала, что на ужин у нее могло быть три картошки. Я преклоняюсь, как можно, несмотря на все беды и гонения, не озлобиться, сохранить такое достоинство…
- Не смущает вас, что чтение стихов актрисами академического театра станет частью рок-концерта группы «Сурганова и Оркестр»?
- Наоборот, я хочу послушать, наконец, Светлану Сурганову. В Петербурге мне это не удалось, пришлось уезжать сразу после своего выступления, а в Москве я останусь, посмотрю. В первый раз попаду на рок-концерт. Хотя от современной музыки я далека. Не люблю, когда громко, бухающие низы, когда я не могу расслышать слов. Не понимаю возбуждения ради возбуждения. Я понимаю Эллу Фицджеральд, Барбару Стрейзанд, лучшие проявления Пугачевой – она, конечно, большой мастер без пены теперешней. Люблю классическую музыку и петербургскую Филармонию. Но Сурганова поет песни на стихи Бродского, Мандельштама, Гумилева. Думаю, это будет интересно.
Беседовала Ольга САФРОШИНА
http://www.rosculture.ru/culturehero/item3912/
Комментариев нет:
Отправить комментарий