
Фильм «Брат» Алексея Балабанова. Хорошо, допустим, он
пришёл с войны. И он очень любит «Наутилус Помпилиус». Ну
не «Ласковый май» же ему любить. И вот – новый мир,
где брат подставляет брата за возможность «срубить бабла».
И Данила, главный герой фильма, который с войны пришёл, как-то даже
слишком легко вписывается в этот новый мир. Легко выполняет боевое
задание, которое дал ему брат, легко вписывается в околомузыкальную
тусовку, легко находит «гёрл-френдов», легко разбирается в
итоге с бандитами, которые идут по его следам. Фильм, безусловно,
находит своего зрителя в силу интересного детективного сюжета,
востребованного всегда и везде; в силу разработанного стиля фильма,
когда отрицательный персонаж разговаривает пословицами, а положительный
герой положителен не потому, что спасает «униженных и
оскорблённых», а потому что тянется к прекрасному. За
«прекрасное» в фильме выступает рок-тусовка во главе с
«Наутилусом Помпилиусом». И вот тут начинаются
несостыковки, которые я не могу понять даже спустя годы. Очевидно, что
Балабанов хотел снять фильм из серии «остановись мгновенье, ты не
столь пркрасно, сколько ты неповторимо». То есть – ни
много, ни мало – снять версию «Герой нашего времени»
образца 1997-го года. Запечатлеть время, жизнь «как она есть на
самом деле». Встать в один ряд с Де Сика, Росселини, Феллини. Но
– этого каждый нормальный режиссёр хочет. Перейдём к конкретике.
Балабанов исходит из рок-тусовки как предела мечтаний для Данилы
Багрова, героя своего фильма. Эти люди для него, как небожители. В них
он по-настоящему влюблён: в Бутусова, Настю Полеву, в Чижа и других. И
вот тут мне становится не понятно: он в киллеры пошёл, вдохновлённый
песнями Бутусова? Или песни – отдельно, а выстрелы в Питере
– отдельно? Работу с увлечением не смешиваем? Но мне не понятно.
Не понятно именно потому, что я знаю рок-тусовку, и песни Бутусова мне
тоже небезразличны. Как одиноко и непонятно стало этой андеграундной
тусовке в мире, где нет запретов. Они же все из СССР, они к подпольным
концертам привыкли, они песни про любовь, мир и «не
стреляй» сочиняли. А тут всё можно, запрещённых песен нет, в этом
мире, в который вернулся Данила Багров после службы в армии. Данила ещё
застал тот, старый мир, где «отец, приходя, не находит дверей и
плюёт в приготовленный ужин», и поэтому он боготворит
рок-тусовку. Они для него вестники правды и истины, пророки смысла
жизни. И Балабанов, человек тоже той, ещё советской рок-тусовки,
пытается её, старую, показать в новом, послеперестроечном мире.
Показать во всей красе, улыбающимися, красивыми, с гитарами, на
квартирнике в душевной обстановке. Но мир то уже изменился! Там, в
соседней квартире, убивают. Убивают не из-за политики, а потому что в
этом новом мире убийство – норма, способ выживания и
зарабатывания денег. И Данила Багров это понимает, что, убивая, ничего
личного он не преследует, это работа такая. И я не верю. Потому что у
Балабанова есть шанс показать, что действительно произошло с той
тусовкой рокеров 80-х, что произошло с этими людьми, в 80-х рванувших
за свободой, сочинявших песни про любовь и свободу. Но Балабанов не
пользуется этим шансом. Он делает фильм про раздолбая с пистолетом,
делает кассу, убеждая зрителя, что это и есть – герой нашего
времени. И следующие песни, которые слушает этот герой – это
песни групп уже из новой рок-тусовки.
На смену «ДДТ» и
«Наутилусу» приходят «Би-2» и «Ночные
снайперы», и «Земфира». Приходят песни без смысла, но
с хорошо прописанным звуком и аранжировками, так хорошо подходящие под
общую бессмыслицу кроваво-коммерческой кутерьмы и атмосферу погони. А
про людей 80-х фильм никто так и не снял. Никто не снял фильм про
поиски Бога, в которые ушли многие рокеры, просто про поиски правды в
новом коммерческом мире, никто не снял фильм про людей, не умеющих
стрелять. Возможно, это действительно время нового андеграунда, когда
осмысление происходящего происходит тихо, незаметно, среди своих, а не
на широком экране и публично. Ведь ещё в конце восьмидесятых один из
героев эпохи спел «Я возвращаюсь налегке, с запасом стрел назад в
подвалы…»
Автор: Дмитрий
from_ulyanowsk Сергеев
Понравилась ли вам рецензия?
Open to:
Friends, detailed results viewable to:
Friends, participants: 16
Понравилась ли вам рецензия?
Результаты голосования, конкурсные работы и правила здесь:
http://obzorkino.livejournal.com/48878.html
http://obzorkino.livejournal.com/58532.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий