Один
из фирменных перекрестных гитарных «запилов» Евгения
Маргулиса и Андрея Макаревича, в процессе которого не всегда с ходу
поймешь, кто же из них все-таки тот самый друг, который «лучше
всех играет блюз». Фото: ИТАР-ТАСС
Главная рок-группа страны отметила 40-летие своей творческой деятельности
Спорткомплекс
"Олимпийский", одна из самых больших концертных площадок страны, в
минувшую пятницу на несколько часов был отдан под празднование дня
рождения "Машины времени". Группа принимала поздравления от
коллег-музыкантов и, конечно же, сыграла и спела сама. Пафос круглой
даты и величие чествуемого как-то отодвинули на задний план состояние
нынешней "Машины".
Событие отмечали с размахом.
В фойе разгуливали мальчики и девочки в майках с российской символикой и по солидным ценам предлагали народу картонные календари-буклеты "МВ". Столы ломились от футболок, кепок, магнитов и компакт-дисков как с записями былых достижений, так и с только что вышедшими "Машинописью" (альбом, на котором песни "МВ" исполняют коллеги) и "Машины не пар ковать" — совсем новой пластинкой группы. Впрочем, перефразируя Ильфа и Петрова, покупали "не то чтобы мало, но как-то невесело".
Разогрев в лучших традициях
Поодаль от всего этого благолепия коротали время за неспешной беседой Алексей "Вайт" Белов и Михаил "Петрович" Соколов, лидеры группы "Удачное приобретение", и другие участники рок-процессов 70-х. Легендарным блюзменам в зале было явно скучно, да и не им одним. Публика, по большому счету пришедшая на концерт "Машины времени", получила разогрев в лучших советских традициях, когда долгожданные выступления "МВ" предваряли, как некогда говорил про то время Андрей Макаревич, "акробаты, цыгане, медведи и Кобзон".
Согласно регламенту мероприятия концерт происходил по утвержденной схеме. На двух боковых сценах "Олимпийского", сменяя друг друга, работали приглашенные коллеги, исполняя поочередно одну песню "МВ" и одну свою. Затемненная центральная часть предназначалась для финального сета юбиляров. Признаться, мало кто из вышедших в этот день на сцену "Олимпийского" выглядел убедительно.
Кого ты хотел удивить
Ни молдавская банда Zdob Si Zdub, ни "Уma2rmaн" с солистом Кристовским, по радикальности в смене имиджа словно желающего затмить какого-нибудь Боя Джорджа, ни Максим Леонидов, облачившийся в парик и фуражку а-ля "хард-рокер 70-х" и грянувший шуточную, по его мнению, версию "Кого ты хотел удивить" под аккомпанемент неряшливых музыкантов, ни окончательно застрявший в гопниковской иронии "Ляпис Трубецкой", ни даже более или менее уместный в контексте действа "Чайф" в этот вечер не прозвучали.
Более удачными, крепкими и, главное, не вызывающими отторжения выглядели выступления Светланы Сургановой, взявшейся за не самую популярную песню "МВ" "Весь мир сошел с ума", бывших соратников по "Бригаде С" Сукачева и Галанина, грянувших стародавний хит "МВ" "Гимн забору", Чижа, как ни странно, выбравшего для "каверизации" одну из новых песен "МВ" "Эти реки никуда не текут", и Шнура, своим появлением (а стало быть, и приглашением), видимо, должного подтвердить некогда бунтарский и отчасти провокационный статус "МВ".
Праздник начинается сейчас
Выступление каждого участника шоу предваряло его появление на большом экране и спич о том, как "МВ" изменила, повлияла, перекроила его, участника, жизнь и судьбу. Посему неожиданное появление на экране лица Александра Кутикова в начале вызвало легкую иронию. У басиста "МВ" недавно вышел сольный альбом "Демоны любви", и возможное выступление Кутикова в рамках поддержки собственного детища внесло бы забавный колорит. К счастью, до этого не дошло.
На экранах последовательно всплыли остальные участники "МВ" и, проанализировав самих себя, таки вышли на сцену. После акустической баллады с рефреном "Праздник начинается сейчас" (она, к слову, также открывает и новый альбом "МВ" "Машины не парковать"), исполненной под гитару Макаревичем в новом имидже а-ля Сальвадор Дали, началось то, зачем позвали.
За свою историю "Машина времени" меняла состав не раз, но даже если предположить, что сегодняшний квинтет Макаревич — Кутиков — Маргулис — Ефремов и Державин при поддержке концертных участников — трубача Александра Дитковского и перкуссиониста Сергея Остроумова — выглядит весьма убедительно, то новые песни шедеврами назвать трудно.
Золотой фонд против усталости
Хотя критику в свой адрес участники "МВ" относили в начале пути к зависти менее удачливых коллег, а позже — к непрофессионализму СМИ (что постепенно придало "МВ" не очень логичный для рок-группы статус священной коровы), после альбома "Часы и знаки" новых песен группы, способных повторить успех более ранних творений, наберется чуть больше дюжины. Состояние, в котором записываются все последние альбомы "МВ", довольно четко подходит под определение "машинально" — к слову, давшее название одной из относительно недавних пластинок команды.
Происходит ли это благодаря тому, что сольная работа в рамках "Оркестра креольского танго" и активная внемузыкальная деятельность отнимают у Андрея Макаревича слишком много времени? Оттого, что концертного существования вполне достаточно, чтобы спокойно встретить старость? Или, наконец, виной всему общая усталость металла в механизме "МВ"? Неизвестно.
Но, невзирая на все это, золотой фонд из по-настоящему великих песен у команды огромен.
Компенсация за мечты
Хотя то, что сольный альбом Евгения Маргулиса "Продолжение следует" (2007) выглядит куда убедительнее дорогого и трудоемкого "Time Machine" того же года (записанного на легендарной битловской cтудии Abbey Road и о котором по большому счету сказать больше и нечего), вызывает некоторое недоумение. Подобная ситуация, как ни прискорбно, преследует не только "МВ", но и жанр в целом. Впрочем, это уже совсем другая история.
Концерты — вот самая сильная часть современной "МВ". Тут и уверенные межпесенные замены "гибсонов" на "телекстеры", и отточенное годами и хорошим аппаратом звучание команды, и звук, и свет, на сегодня — важнейшие составляющие концерта "МВ". Нынешний высочайший уровень технического оснащения — вероятно, маленькая компенсация за те времена, когда о подобной роскоши можно было только мечтать.
Отменный видеоряд, в котором филигранно перемикшированы фото и фрагменты клипов, художественные полотна и психоделические картины и орнаменты в духе 60-х, желтые субмарины, роллинговские языки, битлы и Хендриксы — все это заслуга человека из закулисья "МВ", видеодизайнера Екатерины Груниной.
Oldest but goldest
Песен в этот вечер звучало немало. Из нового альбома кроме уже упомянутой открывающей прозвучали слабоватая "Буги-вуги на потолке", очень яркая "Брошенный Богом мир". Из песен с недавних — обязательная проникновенная "Пой" (к слову, из "Time Machine") и несколько необязательных.
Дали попеть Маргулису ("Шанхай-блюз" и "Мой друг лучше всех играет блюз"), Державину ("Эти реки никуда не текут"), поиграли нечасто исполняемые oldest but goldest — "Скворца", "Кошку, которая гуляет сама по себе", "Он играет на похоронах и танцах" и блок типичной "МВ"-классики ("Скачки", "Костер", "За тех, кто в море", "Синяя птица") плюс русскую народную песню "Поворот".
Кульминацией Макаревич и Державин запалили "Свечу" — очень ярко, в два набора захлебывающихся, перекликающихся и плачущих клавиш. После чего "МВ" вышла на поклон.
Каждый правый имеет право
Анализируя увиденное, трудно до конца понять, верно ли отмечать рок-юбилеи подобным образом. Может быть, логичнее было, не "теряя имена тех, кто ходил в походы с нами", пригласить коллег-музыкантов и "дать гвоздя, чтобы снова дым пошел"? Устроить совместную джем-феерию, пройдясь в финале сейшна по международной рок-классике, как это делают на Западе?
Может, стоило хотя бы в рамках видеоряда, в обрамлении музыкальной патетики дать фото всех, кто был причастен к работе в главной группе страны, несмотря даже на то, что мирно из "МВ", похоже, мало кто уходил?
Может быть.
Но "Машина времени", судя по всему, довольно органично ощущает себя в своем пространстве и, главное, времени — и, пожалуй, полностью "право, имеет право" справить свой 40-летний юбилей так, как сама считает нужным. С чем ее и поздравляем.
Событие отмечали с размахом.
В фойе разгуливали мальчики и девочки в майках с российской символикой и по солидным ценам предлагали народу картонные календари-буклеты "МВ". Столы ломились от футболок, кепок, магнитов и компакт-дисков как с записями былых достижений, так и с только что вышедшими "Машинописью" (альбом, на котором песни "МВ" исполняют коллеги) и "Машины не пар ковать" — совсем новой пластинкой группы. Впрочем, перефразируя Ильфа и Петрова, покупали "не то чтобы мало, но как-то невесело".
Разогрев в лучших традициях
Поодаль от всего этого благолепия коротали время за неспешной беседой Алексей "Вайт" Белов и Михаил "Петрович" Соколов, лидеры группы "Удачное приобретение", и другие участники рок-процессов 70-х. Легендарным блюзменам в зале было явно скучно, да и не им одним. Публика, по большому счету пришедшая на концерт "Машины времени", получила разогрев в лучших советских традициях, когда долгожданные выступления "МВ" предваряли, как некогда говорил про то время Андрей Макаревич, "акробаты, цыгане, медведи и Кобзон".
Согласно регламенту мероприятия концерт происходил по утвержденной схеме. На двух боковых сценах "Олимпийского", сменяя друг друга, работали приглашенные коллеги, исполняя поочередно одну песню "МВ" и одну свою. Затемненная центральная часть предназначалась для финального сета юбиляров. Признаться, мало кто из вышедших в этот день на сцену "Олимпийского" выглядел убедительно.
Кого ты хотел удивить
Ни молдавская банда Zdob Si Zdub, ни "Уma2rmaн" с солистом Кристовским, по радикальности в смене имиджа словно желающего затмить какого-нибудь Боя Джорджа, ни Максим Леонидов, облачившийся в парик и фуражку а-ля "хард-рокер 70-х" и грянувший шуточную, по его мнению, версию "Кого ты хотел удивить" под аккомпанемент неряшливых музыкантов, ни окончательно застрявший в гопниковской иронии "Ляпис Трубецкой", ни даже более или менее уместный в контексте действа "Чайф" в этот вечер не прозвучали.
Более удачными, крепкими и, главное, не вызывающими отторжения выглядели выступления Светланы Сургановой, взявшейся за не самую популярную песню "МВ" "Весь мир сошел с ума", бывших соратников по "Бригаде С" Сукачева и Галанина, грянувших стародавний хит "МВ" "Гимн забору", Чижа, как ни странно, выбравшего для "каверизации" одну из новых песен "МВ" "Эти реки никуда не текут", и Шнура, своим появлением (а стало быть, и приглашением), видимо, должного подтвердить некогда бунтарский и отчасти провокационный статус "МВ".
Праздник начинается сейчас
Выступление каждого участника шоу предваряло его появление на большом экране и спич о том, как "МВ" изменила, повлияла, перекроила его, участника, жизнь и судьбу. Посему неожиданное появление на экране лица Александра Кутикова в начале вызвало легкую иронию. У басиста "МВ" недавно вышел сольный альбом "Демоны любви", и возможное выступление Кутикова в рамках поддержки собственного детища внесло бы забавный колорит. К счастью, до этого не дошло.
На экранах последовательно всплыли остальные участники "МВ" и, проанализировав самих себя, таки вышли на сцену. После акустической баллады с рефреном "Праздник начинается сейчас" (она, к слову, также открывает и новый альбом "МВ" "Машины не парковать"), исполненной под гитару Макаревичем в новом имидже а-ля Сальвадор Дали, началось то, зачем позвали.
За свою историю "Машина времени" меняла состав не раз, но даже если предположить, что сегодняшний квинтет Макаревич — Кутиков — Маргулис — Ефремов и Державин при поддержке концертных участников — трубача Александра Дитковского и перкуссиониста Сергея Остроумова — выглядит весьма убедительно, то новые песни шедеврами назвать трудно.
Золотой фонд против усталости
Хотя критику в свой адрес участники "МВ" относили в начале пути к зависти менее удачливых коллег, а позже — к непрофессионализму СМИ (что постепенно придало "МВ" не очень логичный для рок-группы статус священной коровы), после альбома "Часы и знаки" новых песен группы, способных повторить успех более ранних творений, наберется чуть больше дюжины. Состояние, в котором записываются все последние альбомы "МВ", довольно четко подходит под определение "машинально" — к слову, давшее название одной из относительно недавних пластинок команды.
Происходит ли это благодаря тому, что сольная работа в рамках "Оркестра креольского танго" и активная внемузыкальная деятельность отнимают у Андрея Макаревича слишком много времени? Оттого, что концертного существования вполне достаточно, чтобы спокойно встретить старость? Или, наконец, виной всему общая усталость металла в механизме "МВ"? Неизвестно.
Но, невзирая на все это, золотой фонд из по-настоящему великих песен у команды огромен.
Компенсация за мечты
Хотя то, что сольный альбом Евгения Маргулиса "Продолжение следует" (2007) выглядит куда убедительнее дорогого и трудоемкого "Time Machine" того же года (записанного на легендарной битловской cтудии Abbey Road и о котором по большому счету сказать больше и нечего), вызывает некоторое недоумение. Подобная ситуация, как ни прискорбно, преследует не только "МВ", но и жанр в целом. Впрочем, это уже совсем другая история.
Концерты — вот самая сильная часть современной "МВ". Тут и уверенные межпесенные замены "гибсонов" на "телекстеры", и отточенное годами и хорошим аппаратом звучание команды, и звук, и свет, на сегодня — важнейшие составляющие концерта "МВ". Нынешний высочайший уровень технического оснащения — вероятно, маленькая компенсация за те времена, когда о подобной роскоши можно было только мечтать.
Отменный видеоряд, в котором филигранно перемикшированы фото и фрагменты клипов, художественные полотна и психоделические картины и орнаменты в духе 60-х, желтые субмарины, роллинговские языки, битлы и Хендриксы — все это заслуга человека из закулисья "МВ", видеодизайнера Екатерины Груниной.
Oldest but goldest
Песен в этот вечер звучало немало. Из нового альбома кроме уже упомянутой открывающей прозвучали слабоватая "Буги-вуги на потолке", очень яркая "Брошенный Богом мир". Из песен с недавних — обязательная проникновенная "Пой" (к слову, из "Time Machine") и несколько необязательных.
Дали попеть Маргулису ("Шанхай-блюз" и "Мой друг лучше всех играет блюз"), Державину ("Эти реки никуда не текут"), поиграли нечасто исполняемые oldest but goldest — "Скворца", "Кошку, которая гуляет сама по себе", "Он играет на похоронах и танцах" и блок типичной "МВ"-классики ("Скачки", "Костер", "За тех, кто в море", "Синяя птица") плюс русскую народную песню "Поворот".
Кульминацией Макаревич и Державин запалили "Свечу" — очень ярко, в два набора захлебывающихся, перекликающихся и плачущих клавиш. После чего "МВ" вышла на поклон.
Каждый правый имеет право
Анализируя увиденное, трудно до конца понять, верно ли отмечать рок-юбилеи подобным образом. Может быть, логичнее было, не "теряя имена тех, кто ходил в походы с нами", пригласить коллег-музыкантов и "дать гвоздя, чтобы снова дым пошел"? Устроить совместную джем-феерию, пройдясь в финале сейшна по международной рок-классике, как это делают на Западе?
Может, стоило хотя бы в рамках видеоряда, в обрамлении музыкальной патетики дать фото всех, кто был причастен к работе в главной группе страны, несмотря даже на то, что мирно из "МВ", похоже, мало кто уходил?
Может быть.
Но "Машина времени", судя по всему, довольно органично ощущает себя в своем пространстве и, главное, времени — и, пожалуй, полностью "право, имеет право" справить свой 40-летний юбилей так, как сама считает нужным. С чем ее и поздравляем.
Статья опубликована в издании "Газета", №235
от 14 декабря 2009
Комментариев нет:
Отправить комментарий