30 августа 2008 г.

Самая интеллигентная и хулиганистая


30 августа в Риге, на Sapņu Fabrika, дает концерт один из самых самобытных и ярких коллективов на сегодняшней российской популярной сцене — группа "Сурганова и оркестр".

Из педиатра в рок-звезды

Светлана Сурганова.
Несмотря на то, что Светлана Сурганова окончила музыкальную школу по классу скрипки, а песни пишет с тех самых пор, как в подростковом возрасте освоила гитару, определяясь после школы с выбором профессии, она решила стать педиатром. "Я никогда не верила в свои музыкальные способности, а еще мне казалось, что медицина более практична: врач может заработать деньги, а музыкант — нет".
Света уже даже начала практиковать, однако тут поняла, что не потянет лечить малышей: "Представьте: перед вами лежит небольшой комочек нервов и сосудов, который плачет и у которого что-то болит. В отличие от взрослого человека, ребенок не может сказать, что с ним: он только плачет — попробуй разбери, что с ним! Поэтому врачи-педиатры — это сверхлюди, которые спасают жизни маленьким человечкам. Я не сдюжила и дезертировала", — рассказывала она в одном из своих интервью.
В том же разговоре Сурганова, впрочем, упомянула и другую причину, по которой ее врачебная карьера закончилась, так толком и не начавшись. Ею оказалась Диана Арбенина. Обе девушки с гитарами встретились в начале 90-х и тут уж Сурганова поверила в свои музыкальные способности. Слава богу — иначе вряд ли российская популярная сцена узнала бы столь примечательное явление, как дуэт "Ночные снайперы", за короткое время покоривший своими лихорадочными хард-романсами всю Россию и ближнее зарубежье.

"Неужели не я"

Славный союз просуществовал без малого 10 лет. Однако всему когда-нибудь приходит конец. На исходе 2002 года дорожки наших амазонок разошлись. Арбенина продолжила работать под вывеской "Ночные снайперы", Сурганова же по-мужски удалилась налегке — записывать свой сольный альбом "Неужели не я", вышедший в 2003 году.
Пластинка эта, стоит заметить, оказалась скорее прощальной, чем дебютной. Очень уж напоминал собранный на ней материал о "снайперском" прошлом Светы (разве что на скрипке она здесь совсем не играла). Это, впрочем, было и неудивительно. Сургановой явно требовалось время для того, чтобы открыться для нового музыкального опыта.
Пока же она занялась раскруткой своего ансамбля, который образовался, когда к Свете присоединилась питерская команда "Север-комбо", играющая в зажигательном латино-стиле. Стоило ребятам бросить в Интернете клич: кто, мол, хочет увидеть и услышать у себя дома группу "Сурганова и оркестр", как в первый же день к ним пришли заявки из 47 городов! Потом был премьерный тур, остроумно названный (как, впрочем, и все последующие) кругоСветка, несколько чартовых рекордов для песен из "Неужели не я", съемки клипа на песню "Корабли", с успехом ротировавшегося на российских музыкальных каналах и... запись второго студийного лонг-плея.
Когда "Возлюбленная Шопена" (2005) была явлена миру, стало понятно, что Света не собирается почивать на старых лаврах. Несмотря на то, что гармонические повадки у нее остались прежними, звучание "Сургановой и оркестра" стало много богаче, ярче и одновременно покойней. Гитарный надрыв уже не играл здесь лидирующей роли, тонкость выделки музыкальной ткани — вот на что ставили теперь "Сурганова и оркестр". По сути дела на своей второй пластинке ребята обратились к толковому, с чувством и расстановкой написанному попу, отсылающему к высокому русскому масскульту прошлого — песням авторства Пахмутовой, Паулса и Таривердиева, кстати, любимых композиторов Сургановой, образующих ее слушательский канон.
Свете так и сказали в студии, где делался мастеринг ее "Возлюбленной": мол, она играет новую, ни на что не похожую, очень хорошую советскую музыку.

Сама по себе

Она согласна. "А как же Beatles, Rolling Stones?" — cпрашивают ее. "Ты знаешь, нет, — отвечает Сурганова. — Меня так напичкали классикой в музыкальной школе, что кроме нее не было никаких других ориентиров, никакой платформы. Но, может, это и хорошо: я всегда была сама по себе".
На своей новой пластинке "Соль" (2007) Сурганова снова обратилась к более радикальному, роковому саунду. Ее музыка опять заострилась, стала более ритмичной и дерзкой по сравнению с прошлым альбомом, однако обретенное с "Возлюбленной Шопена" полноводное, богатое множеством красок и нюансов звучание тоже никуда не делось. Похоже, "Соль" — запись, лучше всего соответствующая определению "самая интеллигентная и самая хулиганистая творческая единица страны", которое дала себе сама Светлана.
Та же двойственность чувствуется и в текстах альбома. Сурганова, по своему обыкновению, не ограничилась здесь собственными сочинениями и положила на музыку стихи нескольких молодых питерских литераторов. Очень примечательный в итоге получился на пластинке синтез яркой, порой экзальтированной эмоциональности и глубокой рефлексии, брутального, прямого и искусного, тонкого поэтического выражения.
Еще только появившись на свет, коллектив Сургановой был признан сильным, многообещающим музыкальным объединением. "Соль" — отличное доказательство того, что нет предела самосовершенствованию одаренных, ищущих людей. С каждым новым их альбомом питерцев становится все интереснее слушать. Прибавьте к этому то, что их концертные выступления всегда полнятся неожиданными импровизациями, остроумными, свежими интерпретациями давно знакомых хитов — и вы поймете, что вечер 30 августа у вас уже запланирован.

 Анна ГОРСКАЯ

http://arhiv.bb.lv/index.php?p=1&i=4043&s=8&a=148467


Комментариев нет:

Отправить комментарий