18 октября 2010 г.

Скажи-ка, дядя

Зачем детям в школе зубрить стихи

До хрипоты проспорил по скайпу с коллегой, прекрасной учительницей. Говорит, что теперь все будет делать не так, как раньше, когда она была маленькой, а я был помоложе. Ну зачем, говорит, заставлять детей учить стихи? Зачем им запоминать про одного дядю, который "самых честных правил", или про другого, который должен сказать, даром ли "Москва, спаленная пожаром, французу отдана"? Ну для чего, в самом деле, в голове школьников сидят сотни строк Некрасова или Тютчева, Блока или Есенина?

"В армяке с открытым воротом, с непокрытой головой, медленно проходит городом дядя Влас, старик седой..." Какой армяк? Каким городом? Какой дядя Влас? Третий, кстати, уже дядя. Не многовато ли для одной колонки не про дядю? Нет, не многовато. В самый раз.
Попробуем, посмотрев вокруг себя, навскидку сказать, откуда берутся слова, которыми мы обмениваемся в повседневной жизни. Мы ведь берем их не поштучно из словарей. Лексикон у каждого в голове - свой. Но в каком виде и почему выходит оттуда то, чем мы оперируем в повседневной жизни? Правильно: в виде бесконечного набора цитат. Это цитаты из фильмов. "Какая гадость эта ваша заливная рыба", "Бабе цветы, детям - мороженое", "Не виноватая я - он сам пришел". И рекламных роликов. И объявлений ДЭЗа, на которые натыкаемся у лифта, что, мол "не работает", и что "Горячей воды не будет с и по". Из предупреждений и угроз в транспорте - "не прислоняться", "не загораживайте стекло кабины водителя", "не стой под стрелой". Из инструкций и советов бывалых людей.
Если у вас есть телевизор, вы наверняка знаете, что "как будут развиваться события, вновь покажет время", и что "газпром - национальное достояние". Некоторые даже "однако" больше не говорят, потому что - опять цитата! - "есть такая буква в этом слове".
Но это далеко не все. С годами человеку все труднее сбросить с себя историю, особенно недавнюю. Она вылезает из памяти принудительно, то как "мертвого осла уши", то как "белорусский народ, который будет жить плохо, но недолго", то как все мы вместе, которые "хотели как лучше, а получилось как всегда"... Из этих путинизмов, лукашенизмов, черномырдизмов толстенные словари составлены. Да знающему человеку они и ни к чему: у него и так голова подобна мусорному ведру. Только есть разница. Мусорное ведро можно вынести. А со словами все наоборот получается. Чем чаще ты это ведро опорожняешь, чем тщательнее ты пытаешься вытряхнуть из него зацепившееся слово, тем прочнее оно там сидит.
И если бы только живые политики оставляли в голове свежие следы. Своими сапогами или грязными босыми ногами прошлись по нашим мозгам и покойники. То Сталин со своими "кадрами, которые решают все", то Ленин со своей "советской властью плюс электрификацией всей страны", то Брежнев со своим "чувством глубокого удовлетворения". Им под стать и муторные мудрости - "хочешь жить - умей вертеться", "не подмажешь - не поедешь".
Без Козьмы Пруткова или без Высоцкого на "привередливых конях" невозможно было бы увернуться! А кто прочитает себе или подруге "На холмах Грузии лежит ночная мгла, Шумит Арагва подо мною..." - тому спасибо за кислородную подушку, надежное языковое убежище. Но что если учителя в стране все-таки перестанут заставлять маленьких детей, с их гибким мозгом, который способен на всю жизнь заучить тысячи хороших стихов! - так вот что если перестанут учителя заставлять детей эти самые стихи учить? Значит, перекроют кислород. Значит, детинашебудущее останутся без прививки от оспы, без мозговой и сердечной защиты - один на один черт знает с кем.
Хорошо, что я не директор, а то обязательно прогнал бы из школы молодую учительницу, которая не хочет заставлять малолеток зубрить стихи и песни - от "Евгения Онегина до "Ночных снайперов". Мозги не меньше зубов нуждаются в ежедневной чистке.
Гасан Гусейнов

http://www.lenta.ru/columns/2010/10/18/byheart/