9 июля 2010 г.

ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ С РУССКИМ РОКОМ?

Что же случилось с русским роком?
Продолжая бесседы начатую в предидущем блоге об особенностях русского рока, я хочу поделиться с читателем следующими наблюдениями:

Летом 2008, когда я был в Москве на международной конференции «Рок музыка и Национализм», мы с Валентином Хлапом, легендарным московским рок-персонажем и как и я ветераном-наблюдателем за советской и русской рок-действительностью, стояли на его балконе и обсуждали одну очень важную для нас тему: «Что же такое случилось с русским роком в результате на сегодняшний день?»
В отличие от меня Хлап не сторонний наблюдатель, а ветеран русского рок-движения. Он играет, оранжирует и пишит музыку более 25 лет. Я наблюдаю за руским роком с 1989 года, тоже достаточно давно. В 90ом году, когда мы с Хлапом подружились, русский (советский тогда еще) рок нес в себе невероятный заряд творческой энергии, остроумия, изобретательности. Тогда гремели по Союзу замечательные группы и музыканты: Аквариум, Кино, Странные Игры, Алиса, Звуки Му, Аукцыон, ГО, ДДТ, Гарик Сукачев, Ва Банк, Вежливый отказ, Наутилус Помпилиус, АВИА, Манго Манго, Ноль, Николай Коперник, Сергей Курехин, Василий Шумов, Телевизор, Калинов Мост, Чайф, Ольга Арефьева, Настя... Их было много. Они были молоды, талантливы и вся страна слушала их. В советской жизни того времени на короткий момент рок стал главествующей культурной формой. Литература, как властительница дум, уступила ему пальму первенства. Влияние рока пропитало весь национальный дискурс страны. Серьезные публикации такие, как Коммерсанть и Независимая газета учились иронии, стебу и манере свободно говорить у рока. Бабушки на улице цитировали Аукцыон и Летова. Михаил Барзыкин из Телевизора единоручно устранил советскую цензуру, самое подлое проявление идеологического контроля над авторством: в 88 году он отказался литовать свои песни перед концертами. И с ним ничего не случилось! Увидив это вся рок-тусовка ломанула за ним. Так рок музыканты освободили себя, и надо отметить за долго до того до того, как литераторы забыли дорогу к цензорам. Они стали первыми понастоящему свободными людьми в освобождающейся стране. Такое не делается при отсутствии таланта...
В 90ом году мы с Хлапом думали, что еще немного и могучий поток русского рока сольется в одно течение с мировым рок движением, станет неотьемлимой частью его.
Но этого печему-то не произошло. Почему? Мы терялись в догадках...
То что произошло и что мы видили на сегодня было блекло, убого, неинтересно. Со смертью Егора Летова закончилась эпоха, когда русский рок был если не хорош то самоценен и важен. То что мы имеем на сегодняшний день банально и предсказуемо в своем большинтве и лишено былой национальной уникальности, аутентичности, остроумия сверкавших у Звуков Му, Ноля, Сукачева, Сектора Газа, Лаэртского. Даже блестящая звезда шнуровского Ленинграда потускнела. Все это заменилось «продукционными достоинствами» доморощенной культуры продюссеров и менеджеров. Эта странная культура выдает продукт, который попрежнему не причесан по-западному, но и не лохмат по-гаражному.
Русские играют рок давно с начала 60х годов. Поэтому жалкость сегодняшней ситуации нельзя списать на недостаточность опыта.
Нельзя ее списать и на отсутствие оборудования, как это было в 70 годы...
Но русский рок попрежнему шокирует делетантизмом. Почему?! Ведь умеют русские играть и класику, и джаз, и авангард, и духивики Spitfire в группе Ленинград на мировом уровне. Не может же быть прав Брайан Ино, сказавши, что у русских нет национального чувства ритма, что оно, мол, не идет из паха, как у африканцев... Но тогда рок не может играть ни кто кроме афро-американцев. Но его играют, хотя конечно он остается англо-американской музыкой. Но ведь могут же шведы, и финны, и немцы... А как прекрасно рок играют поляки, венгры, чехи, словены, сербы, хорваты, бразильцы, мексиканцы, аргентинцы!  А украинцы?! А молдаване?!
Да и русские могут тоже! Вы взгляните на женский рок в России, самое светлое место в этом блеклом пейзаже: Пелагея, Ольга Арефьева, Рада, Инна Желанная, Колибри, Умка, покойная Янка, Земфира и Сурганова.
Здесь тебе и профессианализм, и «продукционные достоинства», и отличная оражировка и отличные музыканты, и при этом их музыка сохраняет национальность и самобытность. Но этого мало, обидно мало...
И так... что же случилось с русским роком?

Марк Иоффе

http://www.arba.ru/blog/mark_ioffe/6308

Комментариев нет:

Отправить комментарий