1 марта 2010 г.

Загадка Фридерика Шопена


Сегодня вечером в Варшаве завершится уникальный концертный марафон. С 22 февраля в зале Национальной филармонии звучит музыка Фридерика Шопена в исполнении выдающихся пианистов мира. Так варшавяне отмечают двухсотлетие со дня рождения великого польского композитора. Ведь точная дата появления Шопена на свет - 22 февраля или 1 марта - до сих пор не установлена. И это не единственная загадка гения фортепиано. Недаром французская романистка Жорж Санд утверждала: «У Шопена один инструмент говорит на языке вечности». А этот язык переводу не поддаётся. Зато вдохновляет представителей всех видов искусств. Рассказывают «Новости культуры» .



Лукас Генюшас играет Хроматический этюд Шопена. Его педагог и бабушка – профессор Московской консерватории Вера Горностаева -внимательно слушает, не поправляет. У Шопена все музыкально: даже этюды, которые, казалось бы, были созданы специально для мучения студентов.

«В них ничего инструктивного, ничего. Каждый этюд – это образ. Увлекательная музыка, гениальная. В каждой ноте», - объясняет Вера Горностаева.

В свое время Горностаева переиграла и даже записала почти всего Шопена. И все равно Вера Васильевна считает польского композитора загадкой.

«С одной стороны, он – рафинированный, с другой – он обожаем публикой. Как это? И как его изысканность понимает толпа?», рассказывает Вера Горностаева.

Публика Шопена любит. Даже когда не знает, что звучащая музыка – это Шопен. Под звуки этой музыки людей во многих странах провожают в последний путь. Траурный марш – часть си-бемоль минорной сонаты Шопена. В 1849 году под эти звуки и самого композитора провожали в последний путь. Ноктюрн Шопена звучит даже в знаменитой Бондиане – под эту музыку неустрашимый агент 007 встречается со злодеем Стромбергом. «Пианист» Романа Полански, конечно, тоже играет Шопена. Не пришлось приглашать композиторов и в фильмы, посвященные знаменитому поляку. Фридерик Шопен и его отношения с писательницей Жорж Санд в 1996 году вдохновили режиссера Анджея Жулавски на создание фильма «Голубая нота». Это артхаусное кино – об уже больном Шопене и людях, его окружавших: Жорж Санд, певице Полине Виардо, любившем ее Иване Тургеневе.

Классическое биографическое кино о Шопене снял другой поляк – Ежи Антчак. В центре его фильма – тоже история любви Шопена и Санд. Удивительно, но когда приехавший в Париж Фридерик впервые встретил Жорж, он написал: «Какая несимпатичная женщина». Но эта несимпатичная женщина безошибочно поставила психологический диагноз Шопену: он очень тосковал по матери. Санд - будучи намного его старше – заменила ее. Она выходила больного туберкулезом Шопена и он был благодарен ей по гроб жизни – буквально. Последними словами композитора были: «Она обещала, что я умру у нее на руках».

Совсем недавно Шопен стал главным героем ролевой игры. По мнению ее создателей, за три часа до смерти композитору привиделся фантазийный мир, в котором неизлечимо больные люди наделены развитыми магическими способностями. Еще более вольно с композитором обошлась Светлана Сурганова. Она записала альбом «Возлюбленная Шопена», в котором нет ни ноты самого композитора, но тонкость и прозрачность, свойственную его музыке, Сурганова постаралась передать и в своих песнях.

Тому, кто вдохновляет потомков на самые неожиданные проявления, посвящена выставка, открывшаяся в Глинкинском музее. Россияне поскребли по музейным сусекам и собрали небольшую экспозицию, самыми ценными экспонатами которой стали прижизненное издание нот с автографом самого композитора; слепок с его руки и посмертная маска, подаренная победителю Третьего конкурса Шопена – пианисту Якову Заку. Все плакаты этого конкурса привезли из Польши. Композитор-загадка продолжает волновать. В Европе до сих пор спорят о сердце Шопена. Сам он похоронен в Париже, на кладбище Пьер-Лашез. А его сердце – согласно завещанию композитора – в Польше.

«Шла большая дискуссия: не доставать ли сердце Шопена, которое сохранено в храме, для генетических исследований», - рассказал директор Польского культурного центра Марек Радзивон.

Сердце Шопена все же оставили в покое. Итак польский композитор загадал слишком много загадок, которые еще нужно отгадывать.

Двухсотлетию со дня рождения композитора телеканал «Культура» посвящает документальный фильм «Искусство Шопена».


http://www.tvkultura.ru/news.html?id=429466&cid=2


Комментариев нет:

Отправить комментарий