3 февраля 2010 г.

О чем поют учителя?


На прошлой неделе в ижевской школе №97 проходил третий этап муниципального конкурса «Педагог года-2010». Жаль, что выступления учителей могли оценить только члены жюри и коллеги-соперники. Ученикам и - особенно - родителям было бы очень полезно услышать монологи людей, стоящих у школьной доски. Иногда даже с гитарой в руках. 

- Этот этап был для меня самый сложный, - признается Светлана Низенькова, учитель начальных классов школы № 75. - Даже открытый урок для «чужих» детей не был таким серьезным испытанием по сравнению с презентацией собственной деятельности, которую надо было уложить в десятиминутный регламент. Каждый ребенок по-своему уникален, а мы работаем с детьми, у которых особые образовательные возможности. Поэтому то, что другим кажется обычным, в нашем классе становится прорывом. Для меня важно не СКОЛЬКО ученик решил, а КАК он это сделал. И каждый самостоятельный шаг – как золотая медаль.
За двенадцать лет работы в школе-интернате Светлана Васильевна выработала собственную методику ведения уроков для детей, у которых, казалось бы, напрочь отсутствует мотивация к получению знаний. Их сложные медицинские диагнозы могли бы стать естественным и вполне законным объяснением для топтания на месте: «Не могут они это усвоить, понимаете – физически не могут!» Но Низенькова придумывает систему жетонов для «зарабатывания» оценок, превращает уроки в соревнования, путешествия, сказку… Во все, что угодно, лишь бы у учеников, говоря медицинским языком, включились компенсаторные функции. Лишь бы ребенок, опровергая прогнозы докторов, научился читать и писать и, подрастая, не чувствовал себя Маугли среди каменных джунглей цивилизации.
Победителем в номинации «Учитель специального (коррекционного) образовательного учреждения» жюри назвало Вальтера Загребина, преподающего ОБЖ в школе №13. Его аудитория – дети, страдающие тяжелыми нарушениями речи, которым часто сопутствуют дислексия и дисграфия (проблемы с чтением и письмом). Поэтому Вальтеру Александровичу нужно не только объяснить правила обращения с электроприборами, но как бы невзначай подбросить в словарный запас учеников новые фразы и спровоцировать речевую активность ребятишек. Это в обычных школах учителя жалуются, когда дети болтают на уроке, а здесь такой «гвалт» кажется высшим достижением логопедов и педагогов, мечтающих, чтобы их подопечные распевали песни, декламировали стихи или просто шушукались между собой, отвлекаясь от классной работы.
Свое кредо Вальтер Загребин сформулировал довольно жестко: «Учитель должен уметь все». Потому что научить быть счастливыми детей с ограниченными возможностями здоровья по-другому просто не получится. И сеткой расписания здесь не обойтись: походы, экскурсии, дискотеки должны стать обязательной жизнью класса. А значит, и жизнью учителя, который, переступая школьный порог, не имеет права быть злым или усталым. И даже если на душе кошки скребут, надо встать и запеть, подавая пример. Тогда обязательно все наладится.
Презентацию учителя ИЗО Елены Филимонцевой (школа №101), наверное, можно использовать как наглядное пособие для студентов-медиков, изучающих методики лечения детского церебрального паралича. На первых уроках ее ребятишки не могут взять в руку карандаш – пальцы не слушаются. Им и сидеть бывает трудно, потому что ДЦП – тяжелейшее заболевание, калечащее маленькие тела. Но ведь душа-то остается сохранной! И желание выразить свои чувства в акварели оказывается сильнее физической боли, которая постепенно начинает отступать.
«Для того, что на словах не передашь, люди выдумали кисть и карандаш» - эта фраза объясняет, почему ее мальчишки и девчонки так много рисуют. И участвуют в международных выставках. И поступают в художественные школы (на общих основаниях), выбирая в качестве будущей работы профессию компьютерного дизайнера…
На третьем этапе конкурса жюри пришлось поломать голову, определяя победителей: талантливых педагогов в Ижевске не так мало, как кажется родителям. Впрочем, объективности ради надо сказать, что тему выступления учителя трактовали по-разному: кто-то говорил об учениках, а кто-то – о себе любимом, перечисляя количество грамот и титулов. Но последних, к счастью, было немного. Все-таки большинство преподавателей считают главным достижением успехи детей и их отношение к школе. Ведь если парнишка идет на урок, как на каторгу, имеет ли смысл говорить о стаже и категории педагога, ведущего занятия? Если не получается главного, никакие регалии уже не помогут.
«Учить и учиться с радостью» - такое кредо у Елены Ломаевой (школа №97), признанной лучшей среди конкурсантов в номинации «Учитель начальных классов». Елена Евгеньевна считает, что в первом классе детям вообще нельзя делать замечаний, чтобы не сформировать комплекс неудачника. Кроме того, в расписании младших школьников присутствует…дневной сон, а каждую свободную минутку здесь используют для того, чтобы поиграть и побегать. Думаете, такое «попустительство» превращает малышей в инфантильных лоботрясов? Ничего подобного. Качество знаний в классе Ломаевой по всем предметам – не ниже восьмидесяти процентов. А случаи заболеваемости ОРЗ и прочей сезонной «гадостью» уменьшаются почти в три раза, потому что абсолютно все мальчишки и девчонки освоили коньки и ролики. Закаливание – «побочный» эффект мероприятий, которые приносят удовольствие. Это если «работать над активизацией двигательной деятельности школьников», то вряд ли что получится. А если вспомнить, что в восемь лет человеку свойственно играть в прятки и лепить снеговиков, то проблемы со здоровьем сначала перемещаются в конец списка, а потом и вовсе исчезают. На них просто не остается времени!
Из рассказа Елены Евгеньевны делаешь вывод, который в рутине учебного процесса кажется откровением, хотя все лежит на поверхности: «Дети хорошо учатся не потому, что зубрят с утра до вечера, а потому что здоровы и бегут на занятия с прекрасным настроением». (Может быть, стоит повесить такой плакат-напоминание в каждой учительской? А вдруг это поможет увидеть в «обучаемом» Человека?)
В номинации «Учитель-предметник» стоило бы учредить два первых места. Потому что, кроме преподавателя истории из школы №29 Татьяны Замараевой, победителем хотелось бы видеть и ее коллегу – преподавателя литературы Светлану Хомичеву. Сохранить интерес к непрофильным предметам в экономико-математическом лицее трудно. Но, если постараться, можно.
Светлана Евгеньевна, например, не боится слушать на уроке рок и попсу. Знаете, как можно говорить о лирике Пастернака? Сравнивая исполнение «Зимней ночи» Пугачевой, Захаровым, Леонтьевым, Градским и Носковым. (И слышать, как лучший комплимент своей работе, продолжение спора уже на перемене: «Да у твоей Аллочки вообще все мимо кассы! У Пастернака не об этом, он про другое писал!»)
Знакомиться с Бродским можно при поддержке Сургановой. Маяковского легко проиллюстрировать «Сплином». Наши педагоги вообще способны на многое. И это только в отборочном туре… А что будет в финале?
P.S. Победителем в номинации «Лидер в образовании» стала заместитель директора школы №27 Оксана Антипьева. Лучшим педагогом дополнительного образования объявлена Светлана Кощеева (Дворец детского и юношеского творчества). В группе социально-педагогических конкурсантов отмечена логопед Марина Иутина. А в номинации «Классный руководитель» жюри особо выделило Любовь Долгову (школа №62).

Ксения БОДРУНОВА
http://www.udmpravda.ru/default/article?article=1264009371

Комментариев нет:

Отправить комментарий