1 ноября 2009 г.

«Границы стираются». Эксклюзивное интервью




Концерт группы «Сурганова и Оркестр» в Севастополе стал первым в украинском туре группы. Уже сегодня ночью музыканты начнут прокладывать путь на Север.
Как только опустел зал, на сцене появилась новая группа. Ребята начали браво разбирать звуковое оборудование. Пять минут спустя со стаканчиком чая в руках к нам вышла Светлана Сурганова в сопровождении человека-оркестра (так зовут в музыкальной среде Валерия Тхая). Ровно через сутки у них закончится концерт в Одессе, а сейчас есть несколько минут перед дорогой туда. Наша беседа проходит под звук разбирающейся аппаратуры.

ARVO-NEWS: Когда-то в интервью вы сказали, что лучше альбома «Неужели не я» Вы не запишите. Как Вы оцениваете этот альбом? Лучше ли он лучшего?

Валерий Тхай: Разные они...

Светлана Сурганова: Они очень разные. Так скажем, по саунду мы, конечно, преуспели. Мы делаем на этом акцент. Мы работаем над этим и хотим соответствовать европейскому уровню по саунду. Но то, что было сделано тогда... «Неужели не я» был записан в абсолютно домашних условиях, фактически, на коленках. Мы только купили компьютер. Я даже не знала, какими кнопками он включается, то есть процесс освоения компьютера и записи альбома происходил фактически одновремЕнно... или одноврЕменно?

Валерий Тхай: Не важно...

Светлана Сурганова: Зато в этом получилась абсолютная неповторимость этого звука. Там, безусловно, есть какая-то своя теплота и неповторимость...

Валерий Тхай: Наивность звуковая...

Светлана Сурганова: Наивность... а вот ее сейчас уже не повторить... да.

ARVO-NEWS: Вы уже просто по-другому это исполнили бы?

Светлана Сурганова: Наверное, так... Нет! Каждое явление имеет свое время. То, что было тогда, оно имеет смысл. Я ни о чем не жалею, я ни от чего не открещиваюсь и даже с удовольствием иногда переслушиваю, с улыбкой внутренней, видя все недочеты, но, тем не менее, это был очень важный шаг.

ARVO-NEWS: Светлана, дать имя песне – это как родитель дает имя ребенку, дать название альбому – это как дать фамилию всем своим детям. «Чужие как свои» что это? Это когда стерты все границы и чужих больше нет? Нет ощущения, что они приемные?

Светлана Сурганова: Зрите в корень. (смеется) Действительно просто мы исполняем и те песни, что не принадлежат нашему авторству. Они настолько родные и мы с таким одушевлением их поём, что границы «чужие/свои» фактически, они стираются. Тем более, мы же ещё используем песни наших друзей, это для широкой публики малоизвестные авторы, но, на мой взгляд, на наш взгляд, безусловно, очень талантливые и в итоге они стали нашими родными песнями. Несмотря на то, что они принадлежат другим людям.

ARVO-NEWS: Какая песня из этого альбома ближе всего сердцу?

Светлана Сурганова: Из чужих? Ну, мне очень нравится песня «Дельтаплан». Я вот как с детства любила эту песню в исполнении Леонтьева, так она меня воодушевляла... Да, пожалуй, она...

ARVO-NEWS: Мы давно уже живем в разных государствах. Чувствуете ли Вы себя на Украине заграницей, в чужой стране? Как Вам Севастополь?

Светлана Сурганова: Волшебный город. Я одно время здесь с мамой отдыхала у родственников. Есть у вас тут место - Балаклава. Я правильно называю? Как сейчас помню. Улица Ясная, дом 3. Там частный домик был, там был фантастический сад, фруктов много и была черешня. Я помню, как я залезала на эту черешню. Объедалась. Просто вся красная ходила после этих черешневых набегов... С Севастополем у меня связаны очень теплые, детские воспоминания. Не одно лето - мы несколько раз здесь отдыхали. Потом была очень большая пауза. Лет 35. Нет 25-30. И вот, наконец-то, снова на этой земле. Не успели погулять. Все-таки дорога выматывает. Надо было отдохнуть, накопить энергию перед концертом, но то, что мы пока ехали от вокзала до гостиницы, успели посмотреть, очень красивый город. Фантастический! Белоснежно-колонный город. Мы сюда обязательно вернёмся.

ARVO-NEWS: Спасибо за комплимент. Светлана, Вы, как путешественник, скажите, что-то бросилось в глаза, в первые часы пребывания на Украине?

Светлана Сурганова: Трудно сказать. Честно говоря, я до сих пор внутренне не могу смириться с тем, что это два разных государства, хотя я понимаю, что это пиетет, уважение к республике, к стране, но все равно корни-то общие, истоки. Нас очень многое сближает, поэтому для меня пока, внутри меня, этих границ не существует. Мне очень нравится украинский язык, мне очень нравится народ. Он очень музыкальный народ. У нас есть много чему друг у друга поучиться, наверное, и насладиться друг другом. И этим надо заниматься, а не искать отличия.

ARVO-NEWS: На Вашем сайте есть запись: «Родилась в Питере. Житель планеты Земля». Родились в Питере. Любите его. Есть ли в этом городе такие места, в которых могу сидеть здесь, жить здесь, отдыхать здесь.

Светлана Сурганова: У меня есть, как по-латински сказать, punktum punktorum, точка точки. Я это место прекрасно чувствую и знаю. Оно было, есть и будет. Эта точка на земле, это точка в Питере. Место, где я выросла, где живет моя мама. Бывшая коммуналка. Сейчас отдельная квартира. Я туда возвращаюсь с превеликим удовольствием. Это единственное место на земле. Там отдохновенно. Там реально хочется мыслить, писать и я хочу следующий год посвятить вот этой точке на Земле, максимально много там находиться и, очень надеюсь, что это принесет свои плоды. Мы отказываемся от гастрольной деятельности, по-крайней мере, в странах СНГ, в России, чтобы погрузиться наконец-то в творчество и немножко отойти от бизнеса.

ARVO-NEWS: Какое время мы вас не будем видеть? Надеюсь, не два, не три года?

Светлана Сурганова: Года полтора, наверное, точно.

ARVO-NEWS: Скажите, имена каких музыкантов вы могли бы поставить рядом с эпитетом настоящий?

Светлана Сурганова: Юрий Юлианыч, конечно, если говорить из отечественного рока. Борис
Борисыч Гребенщиков. Гарик Сукачев. Скажи!

Валерий Тхай: Да все. Там столько...

Светлана Сурганова: Настоящих!

Валерий Тхай: Так у нас не настоящих и нет...

Светлана Сурганова: Ну, первое, что придет в голову?

Валерий Тхай: Продолжать можно: Константин Кинчев. Виктор Цой, который уже покинул нас...

Светлана Сурганова: Вячеслав Бутусов, безусловно...

Валерий Тхай: Да все то поколение, которое нам, собственно говоря, дало этот старт. Всё у нас, вся музыка с этого и началась, с этих людей.

ARVO-NEWS: Кроме, музыки есть какое-то любимое дело?

Светлана Сурганова: Я очень люблю водить машину. Я отдыхаю во время вождения. Мне очень нравится этот процесс. Мне вообще нравится владеть ситуацией. Это как раз тот самый случай, когда надо владеть ситуацией или она будет владеть тобой.

ARVO-NEWS: Один из последних вопросов. Как Вы думаете, хороший рок, классика они останутся элитарной музыкой? Причина засилья попсы – это то, что медиамагнаты диктуют моду, либо же уровень сознания таков, что малое количество людей любит хорошую музыку?

Светлана Сурганова: Да ну, мне кажется, что это не такое уж и маленькое количество людей. Мне сегодня было очень приятно... человек благодарил, взял автограф и сказал: «Спасибо за хорошую музыку!» Мне было это очень приятно слышать. Причем взрослый человек, мужчина в расцвете сил и лет. Причину? Если пытаться анализировать, почему такая сложилась ситуация, какое-то время эти магнаты, телемагнаты шоу-бизнеса, они пошли на поводу у среднего уровня публики, которой, в принципе, ничего и не нужно. Вот она отработала в офисах, на заводах и ей нужно прийти домой и расслабиться, нужно ни о чем не думать, забыть о проблемах и какую-то включить легкую такую долбежку – отключить мозг. И пошло, поехало. В принципе, я где-то понимаю этих людей, у которых семьи, дети, пьющие мужья, какие-то проблемы на работе, прийти домой и еще чтоб найти духовные силы, чтобы сопереживать какому-то глубокому творчеству? Ну, реально, это должен быть определенный душевный запас сил, наверное, как бытность, быт настолько истощает, что, в общем, наверное, не до того и поэтому так и получилось – как снежный ком, на потребу. На потребу вот эта шаблонность. Я так это объясняю. Может быть, я ошибаюсь? Может, у тебя есть свое мнение?(Валерию)

Валерий Тхай: Да не, я думаю, что это действительно, как снежный ком, а дальше просто накатанная колея – деньги. Собственно говоря, мы имеем этот результат. В связи с тем, что информационное поле очень сильно изменилось по сравнению с прошлыми годами, с тем, что Интернет у нас даже до глубинок дошел. В связи с этим большое количество людей уже знакомится по своей воле с какими-то настоящими хорошими музыкальными идеями, коллективами и так далее и тому подобное. Это все медленно, эта вся медиа-система она умирает на наших глазах, и останутся только те, кто есть. На самом деле, по простому принципу: есть хорошая или плохая музыка. Останутся коллективы, которые что-то делают, достойно играют вживую и больше ничего не будет. Люди будут выбирать из того, что есть, а время этого медиамагнатства подошло к концу.

ARVO-NEWS: Слава Богу. Ваше творчество это помимо того, что Вы являете собой, кроме того, есть коллектив, который Вы сплотили. Он периодически обновляется. То, что будет следующее, оно будет создаваться этой командой?

Светлана Сурганова: Обновления, на самом деле, минимальные. В общем-то, то ядро- костяк, который изначально существовал уже вот он и существует в течение шести с лишним лет и некоторые отслоения произошли – какие-то уходы, но саунд того требовал, какие-то мои настроения, жанр диктуют и того требуют. Мне кажется, что сейчас это оптимальный состав. Мне очень нравится, мне очень комфортно. Я с удовольствием буду продолжать работать с ребятами и очень надеюсь, что это им тоже будет приятно.

Валерий Тхай: Шесть лет мы работаем вместе. Мы уже единое целое.

Светлана Сурганова: Притерлись...

Валерий Тхай: Я думаю, что ситуация такова, что в нашем случае, когда какие-то такие отслоения происходят, они же могут обратиться в какие-то обратные «прислоения». У нас текучий организм, живой. У нас новых никого нет. Всё те же лица, всё те же рожи... (смеются) Мы просто друзья.

ARVO-NEWS: И еще один вопрос про Питер. Сейчас много обсуждается строительство в Питере башни Газпрома – огромного небоскреба в старом районе. Михаил Боярский сказал, что будь жив Пётр 1, то он сразу бы подписал приказ о строительстве этого здания. Ваше личное отношение. Нужно это Ленинграду?

Валерий Тхай: Михаил Сергеевич заблуждается. Зря так.

Светлана Сурганова: Интересное мнение. Я думаю, Пётр 1 казнил бы того, кто принёс, кто внёс эту идею за порог хоромов. Думаю тут же, как минимум, казнил бы. Мне кажется, что это очень досадное упущение... не знаю чьё ... правительства города? И кроме, как досады и разочарования у меня это ничего не вызывает.

Валерий Тхай: На самом деле, очень простая вещь: эгоистичное лобби такое людей, у которых, видимо, какие-то странные амбиции по поводу того, чтоб обязательно башню поставить в центре города. Ведь во всех городах Европы и Америки есть же нормальные деловые центры, где все эти небоскребы стоят, не мешая старому городу, соответственно, архитектуре и всему прочему. Здесь явно есть какая-то амбиция странная, ничем не обоснованная. Потому что с их компанией давно понятно, что такое количество завязок, что не обязательно находиться в центре города. Они спокойно могут находиться в любом месте.

Светлана Сурганова: Вот Смольный собор растреллевский. Ведь по проекту задумана рядом с ним была часовня или колокольня... да колокольня. Причем она была метров на тридцать выше, чем Собор. Не было дано добро на то, чтобы она строилась, то есть Растрелли ограничился Смольным ансамблем, Собором, то есть не позволялось строить выше каких-то знаковых точек, тем более в центре города. На самом деле, я в шоке - досада и разочарование.

Валерий Тхай: Город немаленький – места много. В любом спальном районе можно сделать всё то же самое и при этом, никому не мешая, ничего не разрушая...

Светлана Сурганова: Но не напротив Смольного.

ARVO-NEWS: У вас достаточно богатая коллекция клипов. Вы во время съемок принимаете участие в творческом процессе. Диктуете что-либо режиссёру?

Светлана Сурганова: У нас есть клипы?

ARVO-NEWS: Клип на песню «Белая». Вы там так хорошо сыграли, как актриса...

Светлана Сурганова: У нас есть два клипа: первый и второй. Клип на «Корабли» и на «Белую» песню. «Белая» снималась в Риге в 2005, по-моему, году. Снимал немецкий режиссёр и, конечно, это его заслуга по большей части: и make-up, и идея с этим Ягуаром 68-го года. Да очень стильно было, и мне было очень интересно. Первая и пока единственная профессиональная работа, не считая «снайперских» времен.

ARVO-NEWS: Спасибо. Надеемся, еще увидимся.

Светлана Сурганова: Спасибо. Было очень приятно побеседовать.

ARVO-NEWS: Всего доброго.

Галина Кудинова.



источник: http://arvo.ua/index.php?event=show_news&raz=3&id=308

Комментариев нет:

Отправить комментарий