26 ноября 2009 г.

Проблема рока 90-х: как не выйти в тираж



Перебраться из чиграковской «вечной молодости» в гребенщиковское «мы никогда не станем старше» - большой шаг, который многие российские исполнители «честной» музыки рады бы сделать. Однако попытки повзрослеть как-нибудь так, чтобы при этом оставаться интересными благодарной студенческой аудитории, оборачиваются не всегда предсказуемыми результатами. И большинство останавливается на необходимом и достаточном «главное - сердцем не стареть».

Сплин. «Сигнал из космоса»

Еще более смелая на эксперименты пластинка после «Раздвоения личности». Без приторности «Орбиты без сахара» или любвеобильности «Моего сердца», с шероховатым звуком, принесенным новыми музыкантами. Лелея свой сплин, Васильев всматривается в холод космоса. Мрачноватая обложка альбома, полные повторов-заклинаний тексты, истеричный голос. От тяжелой и куцей на текст «Настройки звука» Васильев переходит к сдержанной тревоге в «Дыши легко», а затем в два голоса приветствует новорожденного сына в «Добро пожаловать». А то и вовсе захлебывается в речитативной горячке в «Корабль ждет». Там или здесь песни украшены то густыми клавишами, то струнным квартетом, то детским хором... Но несмотря на это, дослушать альбом до конца сложно, ибо скучно. «Сплин» будто попытались подружиться с темной стороной силы — с инди-музыкой. И вроде получилось, но как-то надумано. Ведь васильевские «неизведанные удовольствия» - пройденный этап для любого современного хиппстера. Да и космос «Сплина» не настолько интересен, чтобы на протяжении 18 треков ждать каких-то сигналов.

Пилот. «Содружество»

«Кто его знает, что это такое!» - воскликнет заядлый фанат «Пилота», послушав пластинку. Действительно, премудрые тексты «Содружества» под аккомпанемент космическо-электронных пассажей понятны, в основном, Илье «Черту». И они как бы намекают воображаемому фанату, что тот до чего-то не дорос. В «Единожды один» группа нагружает мозг слушателя рассуждением о философских категориях «Я» и «Другой». Однако уже в «Любви, истине и свете» очки мудреца откладываются в сторону, чтобы «Черт» мог опять превратиться в рок-пророка и в энный раз скопировать манеру Кинчева. Та же «лозунговость» в стиле «Алисы» в сопровождении клавишных и плотных басов проходит через все песни. Фразы вроде «расставляй свою сеть бандерлогам» кажутся совсем не новыми. А в паузах между песнями вокалист внушающим доверие голосом читает дидактический материал. Примерно как это было в предыдущих альбомах.

Ночные снайперы. Армия 2009


Диана Арбенина писала «Армию» специально «под поклонников» сразу после путешествия по Южной Америке и празднования 15-летия группы. Не без помощи звукорежиссера Криса Бенди получилась добротная пластинка с хитами для радио. Классический набор «Снайперов» налицо – лирическая героиня (боевая, но беззащитная), рубленые басы, плачущие клавишные. Музыкальные «примочки», если таковые имеются, заглушает харизматичный вокал Арбениной. Гранжевый «Питер-Никотин» сменяет боевой «Побег», который переходит в снайперовски-тягучий «Южный полюс». Вообще же в электрических вещах слышны отзвуки «31-й весны», а в акустике - «Тригонометрии». Так что консервативная «армия снайперов», которой и посвящено сие творение, вряд ли будет разочарована. Ну а после прямого цитирования Кафки вперемешку с Red Hot Chili Peppers вообще появляется ощущение, что равномерное прямолинейное движение Арбениной выглядит получше, чем эволюционные революции многих других команд.

Автор: Георгий Портнов
Источник: «Волжская Коммуна» специально для РИА «Самара»"

РИА Самара 





Комментариев нет:

Отправить комментарий