13 октября 2008 г.

Поклонница Стинга, возлюбленная Шопена



Поклонница Стинга, возлюбленная Шопена
13 октября 2008
Прошло меньше года со времени презентации последнего альбома группы «Сурганова и Оркестр». А на очереди – уже следующий сборник продуманных, прочувствованных песен под рабочим названием «Проверено временем». В конце сентября группа отыграла концерты в Лондоне и в Москве, а затем отправилась в большой гастрольный тур по городам России, Белоруссии и Украины. Между выступлениями в Калининграде и Минске мы поговорили со Светланой Сургановой о музыкальной культуре разных стран и, конечно, о новом альбоме коллектива.
Как вы в итоге решили назвать ваш новый альбом?
Назовем мы его «Прогулка бездельника». То, что все проверено временем, и так понятно, это останется в контексте. К тому же так будет называться композиция, которую мы собираемся опубликовать в следующей части нашей акустической программы. Нам захотелось продлить себе удовольствие.
Какие песни вошли в «Прогулку бездельника»?
Альбом состоит из песен, написанных уже достаточно давно, но большая часть которых еще не была официально опубликована. Также там будут треки, перекочевавшие с наших предыдущих пластинок, только теперь они звучат в совершенно иной аранжировке. Это песня на стихи Ахматовой и Хмельник «Путник милый», которая была издана на альбоме «Возлюбленная Шопена», и композиция «Мне нравится» на стихи Цветаевой и музыку Таривердиева. Она была озвучена в альбоме «Неужели не я», но сейчас мы предлагаем нашим слушателям полный цветаевский текст. Мы взяли – и смелым, наглым образом дописали недостающий музыкальный кусочек.
21 ноября в клубе «Б1 Максимум» состоится презентация вашего нового альбома. Она будет полностью акустической?
Нет, не полностью. Концерт будет состоять из нескольких блоков: акустика, акустика в расширенном составе с оркестром, оркестровые the best’ы и несколько новых песен – подарок людям, пришедшим на эту презентацию. Мы сейчас стараемся совмещать наш гастрольный график и репетиции. Во время этих редких встреч у нас зарождаются идеи, которыми мы и хотим поделиться во время выступления. Длииинный будет концерт (Смеется.) Не будут зато говорить, как в Театре Эстрады (меняет голос): «Какой был короткий концерт – всего час сорок!»
Концерты для вас – это, скорее, отдых или работа?
Все концерты, интервью, запись в студии – это невероятная энергетическая выкладка. Не получается относиться к этому как к отдыху, потому что чувствуешь ответственность. А когда чувствуешь ответственность, ты уже в тонусе. Отдыхать на том свете будем.
А сами ходите на концерты? На каком были в последний раз?
Была на Пи Джей Харви, когда она приезжала в Питер. Похаживаю в питерский клуб А2. Там выступают зарубежные музыканты, проходит много живых концертов талантливых молодых артистов: Сергея Бабкина, «Торбы-на-Круче», 2H Company... Если бы времени было больше, с удовольствием ходили бы чаще.
Есть ли какие-нибудь зарубежные исполнители, на концерты которых вам бы очень хотелось попасть, но пока не довелось?
Я очень люблю Стинга и, хотя уже была на его концерте, мечтала бы посмотреть на него снова. С удовольствием сходила бы на Питера Гэбриэла. Да и на Эми Уайнхаус, если бы она была в хорошем расположении духа, не обматерила бы и не плюнула в меня своей жвачкой.
Хотелось бы спеть с дуэтом с кем-нибудь из зарубежных звезд?
Со Стингом. Жаль только, английский не так хорошо знаю для этого. Еще с Цезарией Эвора. Португальская дива Морисса, мировая звезда в жанре португальского фанка, тоже совершенно очаровательна. Я даже кое-что у нее подспудно переняла.
Сейчас многие молодые люди берутся за гитару в надежде стать рок-звездами. Как вы считает, обязательно ли обращаться за помощью к продюсеру или можно продвигать себя как-то иначе?
Самый лучший продюсер – это Господь Бог. Если он позволит, у музыканта все случится без всяких продюсеров. Его песни дойдут до людей – тем или иным образом. Даже если его уже не будет в живых, его творчество будут транслировать его друзья. Как, например, это делаем мы с Валеркой (Валерием Тхаем – Прим. ред.): поем песни наших общих друзей, которых уже, к сожалению, нет в живых. Они были очень талантливыми людьми и сочинили за свою короткую жизнь несколько фантастически красивых композиций, а мы не даем этим песням умереть вместе с ними. Поэтому никакого совета тут нет: если это твое, ты просто занимайся этим – и все.
Как вы оцениваете развитие музыкальной культуры в России?
Меня очень радует культура совместного импровизационного музицирования, которая наконец-то появляется в Москве, в Питере. Ребята сами собираются, обмениваются идеями. Например, барабанщик Вадим Марков поразил меня, сказав, что по понедельникам и по вторникам у них проходят барабанные чаепития. Человек десять состоятельных молодых музыкантов собираются на какой-нибудь точке и делятся друг с другом наработками, фишками, играют и взаимообогащают друг друга. Это непосредственное живое общение ничем не заменишь.
Но в той же Англии постоянно проходят музыкальные фестивали, молодежь зачитывается журналом NME и музыкальная культура в целом развита значительно больше. С чем это связано и что надо сделать, чтобы это изменить?
Сравнивать музыкальную культуру Англии и России – все равно, что сравнивать пожилого джентльмена и неоперившегося юнца. Нам для начала надо заняться СМИ: например, истребить все сериалы на телевидении. Надо разрабатывать программы обучения, ведь в той же Англии дети поют с 5 лет. У нас пока мало клубов с хорошим саундом. А ведь это очень способствует нарождению и появлению музыкальных коллективов, между которыми возникает здоровая конкуренция. Хотя все меняется к лучшему, и в России сейчас очень много молодых фантастических музыкантов.
Как часто у вас появляются новые песни и как вы их создаете?
Главное, вовремя взять блокнот и ручку, иначе процент пропущенных идей будет катастрофически велик. Меня как-то ночью осенило: черт побери, сколько мне Господь Бог посылает всяких рифм, слов, идей, а мне просто лень встать! Теперь у меня все под рукой. (Открывает сумку, показывает ручку и блокнот.) И вот сегодня ночью я сочинила песню. По-моему, получится очень нежная композиция.
Есть ли люди, которых вы считаете гениальными?
Да, Моцарт гений, Есенин гений. Мне даже кажется, что Стинг гений. Хотя, есть гении и есть труженики, и он наполовину труженик. Еще Карлос Сантана, Вячеслав Бутусов. Тут, на самом деле, большую роль играет субъективный фактор. Наверное, в первую очередь, мы называем гениями тех людей, чье творчество нас особенно трогает и задевает.
Было ли у вас желание овладеть какой-нибудь нетворческой профессией?
Мне очень хорошо удается быть уборщицей в собственной студии, посудомойщицей. Освоила шуруповерт: я могу собрать и разобрать мебель. Могу починить велосипед. Немного знакома с сантехникой, электричеством. (Смеется.) Вообще по профессии я врач. Но, если бы не музыка и не врачевание, скорее всего, я бы стала сантехником или даже ассенизатором. Люблю чистоту.
Светлана, у вас скоро день рождения...
Да?! Ой, кошмар какой!
Как отмечаете обычно?
Да как придется. Раньше, конечно, это было событие. Все собирались дома, обязательно дома! Никогда никого не звала – сами приходили, кто помнит. Это был такой день открытых дверей. Сейчас в основном это разъезды. Меня всегда радует, когда день рождения совпадает с каким-нибудь концертом. Получается двойной праздник: море цветов, внимание поклонников. Чувствуешь сразу, что у тебя все хорошо в жизни.
А в этом году совпадает?
14 ноября у нас концерт в Киеве, причем они где-то за год начали вести переговоры. Города соперничают между собой за право принять нас в этот день. (Смеется.)
Что больше всего украшает женщину, как вы думаете?
То, что ее больше всего украшает мужчина, уже сказано. Я бы могла в своем духе ответить, что женщину украшает другая женщина. Хотя больше всего женщину украшает здоровье и любовь, а в кого она там влюблена и сколько раз, не важно.
Вы можете назвать самый приятный комплимент, который вы слышали в свой адрес?
Ну, например, на концерте в Калининграде мне сказали: «Как вам удается так хорошо выглядеть – вам больше 20 не дашь!» А еще как-то наш друг, тоже музыкант, очень честный и прямолинейный парень, был у нас в студии. Он слушал, как мы сводили альбом, смотрел, как мы работаем, и в конце его лицо просветлело. Он встал передо мной и сказал: «Я знаю, кто ты. Ты горец!» Да, пожалуй, это был очень приятный комплимент.
И, последний вопрос: если бы был жив Элвис Пресли, что бы вы ему сказали?
Живи вечно.

Альбина Хазеева

http://www.mtv.ru/news/index.wbp?article-id=9aa8431e-f96a-4a1e-9f51-a2c5c4c582ca&year=2008&month=10&day=13



Комментариев нет:

Отправить комментарий